Время новостей
     N°9, 25 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2008
Преемнику могут испортить праздник
Отечественные политологи заглянули в армянское зеркало российских выборов
За три недели до президентских выборов в Армении российские эксперты полагают, что ситуация в этой стране «по интриге и действующим лицам напоминают предстоящие выборы в России». Две избирательные кампании сравнил президент фонда «Единство во имя России» Вячеслав Никонов на «круглом столе», посвященном президентской гонке в стране, которую принято считать последним российским союзником на Южном Кавказе.

Действующий президент Армении Роберт Кочарян заканчивает свой второй конституционный срок. Как и его российский коллега Владимир Путин, он рассчитывает, что после выборов 17 февраля у него будет надежный преемник и достойное место работы. В роли "Дмитрия Медведева" -- действующий премьер Серж Саркисян, который до весны прошлого года занимал исключительно силовые должности в правительстве. Г-н Саркисян возглавляет правящую Республиканскую партию, которая получила большинство в парламенте страны, избранном в мае 2007 года, -- хотя и не такое мощное, как «Единая Россия» в новой российской Думе.

Правящие круги Армении штурмовали парламент двумя колоннами, которые напоминали российских «медведей» и «эсеров». «Клоном» республиканцев стала «Процветающая Армения», которая позиционировалась как партия президента Кочаряна. Двухпартийный проект, как и в России, дал сбой, хотя и по другим причинам: в процессе кампании партии серьезно ссорились между собой. Появилась даже версия, что действующий президент хочет с помощью «Процветающей Армении» обеспечить себе большинство в парламенте, чтобы потом уверенно опереться на него, будучи премьером, и вкупе с конституционной реформой 2006 года использовать для контроля над президентом будущим. Однако «Процветающая Армения» сильно уступила республиканцам и, по сути, из любезности была приглашена ими к участию в правящей коалиции, куда символически вошла еще и федерация «Дашнакцутюн» -- патриарх армянской политики.

Перспективы Сержа Саркисяна можно было бы назвать вполне радужными: он блестяще провел парламентскую «репетицию», он молод, энергичен, довольно популярен -- по данным, приведенным г-ном Никоновым, в минувшие выходные поддержать его были готовы 47,5% избирателей. Надо, впрочем, заметить, что весенние социологически опросы, проводившиеся россиянами, нанятыми «Процветающей Арменией», прочили ей убедительную победу, а обернулись весьма сомнительным успехом. С точки зрения г-на Никонова, Сержа Саркисяна поддерживает и зарубежная армянская диаспора. Политолог глубокомысленно определил настроения диаспоры как «проармянские и антитурецкие» и неожиданно назвал ее «частью русского мира».

Но среди восьми конкурентов «преемника» значится неожиданно сильный противник, который уже беспокоит российских специалистов по выборам в сопредельных странах. Первый президент Армении Левон Тер-Петросян, после отставки в 1998 году работавший директором хранилища манускриптов «Матенадаран», теперь грозит консолидировать вокруг себя львиную долю оппозиции. «Десятилетний сиделец «Матенадарана» заговорил словами Березовского», -- тревожно заметил участник «круглого стола», член Союза писателей и журналистов России Виктор Кривопусков и тут же выразил сожаление по поводу отсутствия в Армении ведомств, правомочных контролировать СМИ.

Российские эксперты склонны сравнивать включение Тер-Петросяна в избирательную гонку с опытом экс-президента СССР Михаила Горбачева, в 1996 году попытавшегося оспорить президентство у Бориса Ельцина. В то же время политолог Сергей Кургинян отметил, что внутри армянского правящего политического класса существуют противоречия, которые способны обрушить его в течение десяти минут. А жители Армении демонстрируют усталость от действующей власти и опасаются, что после того как президент и премьер поменяются ролями, эта власть увековечит самое себя. Эксперт сомневается, что Левон Тер-Петросян способен стать успешным лидером «оранжевой революции», потому что он, с точки зрения г-на Кургиняна, больше похож на Леонида Кучму, чем на Виктора Ющенко. В то же время г-н Кургинян предостерегает Россию от чрезмерной уверенности в том, что Армения остается у нее «в кармане»: там нет антироссийских настроений, но нет и настроений антизападных.

Представитель Союза армян России Сейран Багдасарян и вовсе допускает возможность второго тура -- потому что в Армении распространена «негативная оценка деятельности Сержа Саркисяна». Во втором туре Саркисян победит Тер-Петросяна, но последний сумеет испортить победителям праздник с помощью своих старых соратников по Армянскому общенациональному движению, в совершенстве владеющих навыками уличной, «митинговой политики». Кто-то из коллег г-на Багдасаряна даже пустился было рассуждать о трудностях сотрудничества армянских ветвей власти в случае победы Тер-Петросяна, но большинство сошлось на том, что экс-президент едва ли наберет больше 15% голосов.

Вячеслав Никонов не верит ни в успех революционного сценария, ни в победу Тер-Петросяна. Зато он уверен, что Россия поддержит «преемника», правда, опасается, что демонстрация такой поддержки может оказаться чрезмерной и сыграть прямо противоположную роль. Эксперты вспомнили, что взаимоотношения России с ее «единственным кавказским союзником» далеки от безоблачных: Россия подняла цены на газ, фактически реквизировала за газовые долги целый ряд стратегических предприятий и поддерживает нейтрально-приязненные отношения с Азербайджаном, который стремится восстановить свой суверенитет в Нагорном Карабахе и потому является непримиримым противником Армении. Кроме того, в Армении крайне болезненно воспринимаются хронические нападения российских нацистов на молодых армян.

Правда, писатель Кривопусков попытался успокоить армянских коллег, заявив, что пострадавших армян били и убивали вовсе не за то, что они армяне, и среди потерпевших армяне отнюдь не составляют большинства. Но как раз в это время в 50-й горбольнице умер от полученного утром ножевого ранения студент-армянин Владимир Карамаджян.

Стало очевидно, что на таком фоне российская поддержка г-на Саркисяна может сослужить ему дурную службу. А структуру международных отношений будущему президенту Армении скорее всего придется менять независимо от фамилии и партийной принадлежности.

По данным г-на Никонова, Армения показывает экономический рост в 13% в год. Но другой эксперт, сотрудник Института государства и права РАН Андрей Арешев, уточнил, что растут лишь те отрасли, которые растут почти повсеместно, -- например, строительство и телекоммуникации. Рост в большинстве отраслей экономики не превышает 2%, политика кабинета министров, направленная на укрепление драма, бьет по долларовым сбережениям и переводам из России, где работают сотни тысяч армянских гастарбайтеров, а в регионах сохраняются острейшие социально-экономические проблемы. Александр Караваев из МГУ обратил внимание на фактическую транспортную блокаду Армении, которая из-за конфликта в Карабахе отрезана от Азербайджана и Турции, а из-за проблем на российско-грузинской границе может сполна использовать лишь границу с Ираном.

В связи с этим политологи упомянули о планах российских железнодорожников в течение трех месяцев открыть для Армении транспортный коридор через Грузию, который г-н Никонов в своем докладе назвал «дорогой жизни». Загвоздка в том, что Южный Кавказ с Россией связывает единственная железная дорога, и идет она через Баку. Вторая линия вела в Армению через Грузию и Абхазию, но в Абхазии она наполовину разобрана. Восстановление полотна едва ли возможно до урегулирования грузино-абхазского конфликта, а оно, несомненно, займет больше трех месяцев.

Иван СУХОВ