Состоявшиеся на этой неделе в Москве переговоры министров иностранных дел России и Польши Сергея Лаврова и Радослава Сикорского вызвали в обеих странах надежду на приближение оттепели в двусторонних отношениях. Однако польская оппозиция, идеологически сплотившаяся вокруг президента и его окружения, обеспокоена «изменением векторов во внешней политике». Эти силы недовольны активными действиями правительства Дональда Туска на российском направлении, они всячески советует не спешить снимать вето с начала переговоров о новом соглашении между Евросоюзом и Россией. Сложившуюся ситуацию «Времени новостей» комментирует 69-летний экс-министр иностранных дел Польши, сопредседатель Российско-польской комиссии по трудным вопросам, профессор Адам Даниэль РОТФЕЛЬД.-- Вы согласны с министром Сикорским, который по итогам визита в Москву сказал, что Россия и Польша вступают в эпоху взаимного доверия?-- В политических и дипломатических отношениях тон и слова часто являются пожеланием. Некоторые наблюдатели оценили встречу двух министров в Москве скептически: тон изменился, а проблемы остались. Но тон, как говорят французы, определяет музыку. Можно читать ноты, а можно слушать музыку. Новый тон в польско-российских отношениях позволяет ожидать, что и музыка станет другой. Не обмен дипломатическими нотами, а взаимопонимание, основанное на доверии и позволяющее решать любые вопросы. Партнерский и доверительный тон, заданный хозяином встречи в Москве и поддержанный польским министром, позволяет на это надеяться.
-- В чем состояла важность этих переговоров?-- В том, что они имели конкретное содержание и велись прагматичным языком. Были затронуты проблемы, выходящие за рамки двусторонних отношений, в том числе вопрос о размещении в Европе элементов системы противоракетной обороны (ПРО) США. Это очень важная тема, поскольку в XXI веке основным дестабилизирующим фактором для международной безопасности являются ракеты. Противоракеты -- ответ на возможные угрозы. Возросла вероятность попадания ядерного оружия в руки уголовников и экстремистских организаций наподобие «Аль-Каиды», действующих главным образом на территориях несостоявшихся государств. Именно они, а не великие державы являются сегодня серьезной угрозой для мира и стабильности. А противоракетные устройства сводят их усилия на нет.
-- Однако размещенные в Польше у российских границ противоракеты могут иметь разные цели...-- Систему ПРО я вижу как превентивную меру, основанную на сотрудничестве. Такая система не может создаваться без учета российских интересов в сфере безопасности, не говоря уже о том, что она не может быть направлена против России. Люди, принимающие политические решения в Польше, должны учитывать чувствительность России к вопросам ее национальной безопасности. Поэтому решение о размещении элементов ПРО должно приниматься после консультаций с Россией. Когда этот вопрос только поднимался, я обсуждал его с американскими партнерами. Я был уверен, что именно они должны дать серьезные заверения России в том, что наши соглашения с США не осложнят польско-российские отношения. Однако этого не произошло, и вопрос лишь еще больше обострился. И вот Сергей Лавров на переговорах с нашим министром подчеркнул, что Польша как суверенная страна имеет право решать вопрос о размещении элементов ПРО. В этом я заметил новый подход российской стороны, который меня, будь я еще министром, устроил бы. Это уже не просто слова о доверии, но политический факт.
-- Как и то, что министр Лавров подчеркнул, что Польша -- важный член Европейского союза и НАТО...-- А в этом уже не только новый тон, но и новое содержание наших отношений. Камнем преткновения в них оставалось игнорирование Польши как равноправного партнера. Никто не сомневается, что Россия -- глобальная мировая держава. Польша не имеет амбиций подобного рода. Сложилось впечатление, что Россия нацелена на развитие отношений с главными европейскими державами -- Германией, Францией, в какой-то степени с Италией и Испанией. Считаю, что мы заслуживаем большего внимания, поскольку для россиян Польша является чем-то более конкретным и близким. Замечание министра Лаврова служит доказательством того, что Россия действительно начинает по-новому разговаривать с Польшей.
-- Тем не менее в самой Польше налицо попытки притормозить начавшееся улучшение отношений с Россией. Не помешает ли противостояние правительства и администрации польского президента наметившемуся потеплению?-- Внешняя политика должна находиться за скобками внутриполитических споров. То, что оппозиция считает своим долгом критиковать действия власти, является общепринятой демократической практикой. Это роль политических противников. Я бы так к этому и относился.
-- Что вы думаете о предстоящем визите в Москву премьер-министра Польши Дональда Туска?-- Приглашение польского премьера президентом России значительно само по себе и выводит наши отношения на новый уровень. Президент в России -- главная фигура исполнительной власти, а роли премьеров в наших странах асимметричны, то есть у главы польского кабинета власти больше. Нерешенных вопросов между Польшей и Россией -- уйма. Взять хотя бы прохождение наших судов по Калининградскому заливу или строительство Северо-Европейского газопровода, который в Польше считают экономически нецелесообразным. Но конкретные вопросы решаются на другом уровне. От визита премьера Туска ожидается стратегический сигнал к развитию взаимоотношений между нашими странами.
-- Если Владимир Путин станет российским премьером, исчезнет ли асимметричность, о которой вы говорили?-- Этого не знает никто. Может быть, и сам Путин. Его личность стала институтом, который выходит за рамки государственной системы. Сегодня можно сказать совершенно точно, что независимо от того, какую роль будет играть Путин, все будут знать, что это главная фигура. Для меня это пример того, что многое зависит не только от формальных полномочий, компетенции и процедур, а от авторитета политика.