Свой первый визит за рубеж после переизбрания на пост президента Грузии 40-летний Михаил Саакашвили
(на снимке) совершил в Страсбург. Вчера он выступил там на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).
Российская делегация считала преждевременным предоставлять ему трибуну до проведения весной в Грузии выборов в парламент. При голосовании по вопросу приглашения г-на Саакашвили перевесил всего один голос.
После доклада на ПАСЕ грузинский президент ответил на вопросы главы российской делегации в ассамблее, председателя комитета по международным делам Константина Косачева, а также других депутатов европарламента, которые требовали гарантий соблюдения в Грузии демократических идеалов. Международное сообщество критиковало Саакашвили за разгон акций протеста 7 ноября 2007 года, грузинская оппозиция -- за недемократичное проведение президентских выборов 5 января. Признав, что во время президентских выборов, "если их рассматривать под микроскопом", имели место нарушения, Саакашвили сказал, что такое свойственно "молодым демократиям". И на итогах решающим образом это не сказалось. Он предложил ПАСЕ направить экспертов в Грузию, чтобы те стали "арбитрами" во время голосования на предстоящих парламентских выборах.
Бывший глава грузинского парламента, председатель "Союза традиционалистов" Акакий Асатиани заявил «Времени новостей», что вместе с приглашением в Страсбург Саакашвили «получил от западного сообщества последний шанс». По его словам, «если Саакашвили не придет в себя, то не быть ему президентом пять лет. Грузинский народ не потерпит несправедливости».
ПАСЕ решила не снимать мониторинг за исполнением обязательств Грузии перед Советом Европы, пока "нынешние реформы дадут ощутимые результаты". В резолюции ПАСЕ высказана надежда, что Грузия «окажется способной провести парламентские выборы в соответствии с международными стандартами свободных и справедливых выборов". ПАСЕ призвала все политические силы Грузии признать результаты президентских выборов, но резко осудила события 7 ноября и назвала недопустимой практику силового разгона оппозиции.
"Единственное, чего грузинский народ никогда не простит Саакашвили, это подавление ноябрьских выступлений оппозиции", -- заявил в Страсбурге грузинский депутат-республиканец Леван Бердзенишвили. "Сегодня здесь впервые более трезво, чем раньше, оценили происходящие в Грузии процессы", -- считает Константин Косачев.
"Самое большое сожаление от моего первого срока президентства -- ухудшение отношений с Россией, -- сказал Саакашвили на пресс-конференции в Страсбурге. -- Если меня пригласят, я всегда готов приехать в Москву. Грузия открыта для нормализации торговых, экономических, политических отношений с Россией". Он особо отметил прозвучавшие на днях слова главы МИД России Сергея Лаврова о том, что Москва не собирается признавать независимость Абхазии и Южной Осетии после того, как Косово обретет суверенитет. Этого заявления Москвы в Тбилиси "давно ждали". Президент Грузии считает, что высказывание г-на Лаврова «показывает, что российская политика может стать с нашей точки зрения, мы надеемся, более конструктивной».
Саакашвили намекнул, что может снять барьеры на пути России в ВТО: «Этот вопрос решаемый. Грузия не зациклена на идее создать проблемы для России». Напомним, что Тбилиси требует легализации пунктов пропуска на абхазском и южноосетинском участках границы с Россией для снятия своего вето по вопросу членства России во ВТО. Вместе с тем президент Грузии подтвердил стремление своей страны в ЕС и НАТО: "Мы намерены успешно завершить этот процесс, но мы готовы учитывать интересы наших соседей".
Российскую делегацию интересовали планы Грузии по отношению Абхазии и Южной Осетии, где большинство населения являются гражданами России. Константин Косачев спросил грузинского лидера, почему Тбилиси не подписывает с Сухуми и Цхинвали соглашения о невозобновлении военных действий. «Нужны реальные гарантии, кто будет следить за неприменением силы, -- заявил на это грузинский лидер. -- Нужно расширение миротворческого формата». Детали он не уточнил, заявив, что Грузия не собирается воевать против непризнанных республик -- дескать, «на Кавказе применение силы чревато последствиями, люди это не забывают и не прощают и через тысячи лет».
Г-н Саакашвили заявил г-ну Косачеву, что, прежде чем говорить о новых договорах, надо вспомнить о прежних. Он привел пример подписанного в Тбилиси в 1994 году тогдашними президентами России и Грузии Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе "рамочного" договора о дружбе и сотрудничестве. Его ратифицировали грузинские депутаты, а российские нет. «Мы были бы признательны российской Госдуме, если бы она ратифицировала «рамочный» договор», -- заявил Михаил Саакашвили.