Время новостей
     N°9, 25 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2008
"Может, компас сбился?"
Дмитрий Рогозин пока не разобрался в особенностях американской ПРО
Дмитрий Рогозин, назначенный 10 января 2008 года указом президента постоянным представителем России при НАТО, в ближайшее воскресенье вылетает с супругой в Брюссель, где расположена штаб-квартира альянса. Г-ну Рогозину сразу предстоит окунуться в новую атмосферу. Уже на ближайший понедельник запланирована встреча с генсеком альянса Яаапом де Хоопом Схеффером. 30 января состоится первое для г-на Рогозина заседание Совета Россия--НАТО в формате постоянных представителей. В начале февраля в Вильнюсе пройдет встреча министров обороны Совета Россия--НАТО, а чуть позже, 9--10 февраля -- традиционная встреча по проблемам безопасности, в которой примет участие первый вице-премьер Сергей Иванов. Кроме того, руководство НАТО пригласило Россию поучаствовать в саммите альянса в Бухаресте в начале апреля этого года, где может состояться встреча на уровне глав государств.

Сразу после назначения Дмитрий Олегович определил канву поведения с будущими контрагентами. «Страны Североатлантического альянса должны понимать, что чья-то безопасность не может достигаться за счет ущемления чужой безопасности. С ними (государствами НАТО. -- Ред.) надо разговаривать по-человечески», -- сказал он. Что такое строить отношения с альянсом по-человечески, г-н Рогозин рассказал перед отъездом в Европу. Строя планы, г-н Рогозин опирался на результаты консультаций с руководителями различных российских министерств и ведомств, которые связаны с проблематикой сотрудничества с НАТО. Перечень обсуждаемых «новых вызовов» оказался весьма широким. Это террористическая угроза, значительно увеличившийся в последнее время транзит наркотиков, участившиеся катастрофы экологического и техногенного характера.

Однако пассаж по поводу будущего сотрудничества был краток. После этого г-н Рогозин оседлал любимого конька. «По военным вопросам мы сегодня далеки от взаимопонимания, -- сказал он. -- Программа сотрудничества России и НАТО на 2008 год заблокирована нашими американскими партнерами под надуманным предлогом -- введением Россией моратория на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе». По мнению постпреда, этот договор «безбожно устарел», фланговые ограничения, навязанные России, -- это анахронизм, поскольку адаптированный ДОВСЕ не ратифицирован новыми членами альянса, хотя это и было обещано. Нужно заключить новое соглашение, которое учитывало бы и морскую компоненту, чего нет в ДОВСЕ. Это необходимо хотя бы потому, что по военно-морским силам у НАТО сегодня значительный перевес. Отсюда главная задача, которую поставил перед собой г-н Рогозин в новом качестве, -- разблокирование программы сотрудничества России и альянса, вывод их отношений на конструктивный открытый диалог.

В «зоне недопонимания» остается проблема размещения элементов американской стратегической ПРО в Европе. НАТО участия в таком решении не принимала. Следовательно, была нарушена евроатлантическая солидарность. Дмитрия Рогозина беспокоят последствия перехвата над Европой ядерных ракет «стран-изгоев». Дело в технологии современной как американской, так и российской ПРО. Она построена на таком принципе: ядерным зарядом небольшой мощности, установленным на противоракете, в космосе перехватывается межконтинентальная баллистическая ракета, несущая «большой» ядерный заряд. И термоядерные блоки пораженной МБР падают на территорию некоторых стран Европы, неся разрушения и гибель.

«Понимает ли вполне общественность Европы, в чем смысл противоракетной обороны?» -- с некоторым пафосом спросил Дмитрий Олегович. После нарисованной картины Апокалипсиса ответ понятен. Однако российский посол доброй воли упустил главное в принципе ПРО: противоракета уничтожает МБР без инициации ядерного взрыва, как бы оплавляя головную часть. И боевые блоки упадут на землю как холодные металлические болванки. В худшем случае они сыграют роль так называемой «грязной» ядерной бомбы. Неловко получится, если свои аргументы по теме ПРО г-н Рогозин выскажет в таком виде профессионалам.

Г-н Рогозин заявил, что приветствует инициативу создания Общественного форума Россия--НАТО с участием представителей экспертного сообщества с обеих сторон. Обещал, что постарается наладить сотрудничество альянса с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которую НАТО пока не признает, -- уже в ближайшее время организует на территории постоянного представительства России в НАТО экспозицию, рассказывающую о деятельности ОДКБ. Будет отстаивать авторское право России в торговле оружием, чтобы мы смогли взыскать штрафы со стран, производящих нелицензионное оружие российской разработки, но в то же время сотрудничать со странами НАТО в сфере совместного производства вооружения и военной техники. Он против того, чтобы вновь вводить в Косово российских десантников, как это предлагают некоторые сербские политики, у Сербии самой есть достаточная военная сила. «Мы защищаем не сербов, а архитектуру международного права и безопасности», -- неожиданно для политика с репутацией националиста заявил Дмитрий Рогозин.

Кроме того, новый постпред России в НАТО намерен склонять европейцев создавать совместную с нашей страной систему ПРО. Надеется ответить наконец на вопрос, почему, по риторике НАТО, угрозы идут с юга, а альянс расширяется на восток. «Может, компас сбился?» -- спрашивает Дмитрий Олегович. И предлагает: «У нас есть свой компас, поможем». Все свои усилия г-н Рогозин свел под одно знамя, одну фразу -- «политика разумного национального эгоизма». То есть делать так, чтобы было полезно твоей державе и чтобы это не входило в противоречие с высшими интересами других стран.

Комментируя публикации в западных СМИ по поводу «назначения в НАТО националиста», г-н Рогозин сказал: «У любого государства есть возможность назначить на ответственный пост либо предателя, либо патриота...» С главой государства и его политическим курсом у г-на Рогозина, по его словам, каких бы то ни было разногласий нет, наоборот, «наши точки зрения в вопросах обеспечения безопасности России всегда совпадали». Г-н Рогозин признал, что он всегда тяготился статусом оппозиционера, поскольку оппозиционер находится «на расстоянии от принятия реальных решений», это вынужденное и неестественное состояние любого патриота России, который «всегда должен быть в деле, в борьбе».

Прежние российские представители при НАТО уезжали «на должность» не с такой помпой -- это были скорее номинальные фигуры, дисциплинированные бывшие военные, исполнители политической воли руководства государства. Дмитрию Рогозину в силу его ментальности и харизматичности в этих рамках удержаться будет трудно. Значит, надо ждать новых известий из Брюсселя и перемен в отношениях НАТО и России.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Россия - НАТО