|
|
N°25, 12 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Диагноз для СИБУРа
«Газпром» принял решение его обанкротить
Скандал вокруг нефтегазохимического холдинга СИБУР вчера достиг апогея. «Газпром» объявил о намерении обанкротить холдинг, адвокат арестованного месяц назад президента СИБУРа Якова Голдовского впервые появился перед журналистами с гневным заявлением в адрес Генпрокуратуры, а Владимиру Путину пришлось отдуваться перед журналистами американской The Wall Street Journal за якобы двойные стандарты российских правоохранительных органов.
«Что же касается тех господ, о которых вы упомянули (Яков Голдовский и директор по финансам холдинга «Медиа-Мост» Антон Титов. -- Ред.), то я очень сомневаюсь, что это (действия правоохранительных органов. -- Ред.) вызывает какую-то негативную реакцию у населения. Я думаю, наоборот, только усиливает, улучшает отношение населения к деятельности государства и правоохранительных органов, которое видит, что хоть что-то делается», -- заявил в интервью президент.
«Я не могу упрекнуть нынешнее руководство страны и лично президента в том, что они ориентированы тотально на произвол, -- заявил вчера известный адвокат Генри Резник, нанятый женой г-на Голдовского защищать интересы мужа в суде. -- Больше того, я с удовлетворением могу констатировать, что у него здоровое правовое чувство. Но мне кажется, что психология у руководства такая: да, надо соблюдать закон, но если законно нельзя решить проблему, а ее очень хочется решить, то в таком случае можно законы откладывать в сторону. Бизнес в этом случае в России будет просто невозможен».
Генри Резник решил выступить перед журналистами после того, как в пятницу Тверской межмуниципальный суд Москвы отказался изменить меру пресечения находящемуся под следствием в Бутырской тюрьме президенту СИБУРа. Основанием для отказа послужила секретная оперативная справка ФСБ, из которой якобы следует, что Голдовский и арестованный вместе с ним вице-президент СИБУРа Евгений Кошиц собираются в случае освобождения под подписку о невыезде сразу бежать за границу. «У нас отвисла челюсть», -- прокомментировал свою реакцию на решение суда г-н Резник. «В стране складывается ситуация 30-х годов, когда действовали так называемые тройки: прокурор, представитель спецслужб и судья -- вместе они решали судьбу подсудимых, -- говорит адвокат. -- Противостоять этой стене я, как и любой другой адвокат, бессилен».
По словам г-на Резника, дело против г-на Голдовского было возбуждено на основании заявления сотрудника «Газпрома». «Газпром» был озабочен тем, что Яков Голдовский подписал договор о продаже акций холдинга за 2,6 млрд рублей с президентом «Газонефтехимической компании» Евгением Кощицем, в результате чего «Газпром» потерял контроль над СИБУРом.
«Это спор акционеров, а «Газпром» решил использовать в этом споре прокуратуру в качестве приватизированной дубины, -- говорит г-н Резник. -- Если конструкция с привлечением Генпрокуратуры пройдет, то об акционерных обществах в России можно будет забыть, ведь такие споры возникают сплошь и рядом».
По мнению г-на Резника, конфликт может быть исчерпан только одним способом. «Алексей Миллер должен адекватно оценить ситуацию и снять грех, который лежит на его организации, -- заявил Генри Резник. -- Он это должен сделать еще и потому, что на него брошена тень. Голдовский был задержан в приемной кабинета Алексея Миллера, куда он был приглашен руководителем «Газпрома». Голдовского не допустили до Миллера, к встрече с которым он готовился, и задержали прямо в приемной. Бизнесмена не красит участие в операции спецслужб по аресту партнера по бизнесу. Существует выход: если «Газпром» отзовет свое заявление, следствие будет обязано прекратить это уголовное дело».
Обращение г-на Резника в «Газпроме» вчера не стали комментировать. «Мы не заинтересованы в том, чтобы вступать в полемику, -- сказала представитель концерна Наталья Селиванова. -- Этими вопросами занимается прокуратура».
Между тем, как сообщил газете «Время новостей» источник в концерне, «Газпром» ожидает возбуждения новых уголовных дел против бывшего руководства СИБУРа в ходе расследования всех взаимоотношений «Газпрома» и СИБУРа на протяжении нескольких лет. «Газпром» давал СИБУРу деньги, активы, и неизвестно, где теперь все это находится, -- сказал источник. -- Мы будем оспаривать сделки, возвращать имущество и преследовать виновных в растрате и хищениях в судах».
Возвратом имущества займется внешний управляющий СИБУРа, который должен быть назначен арбитражным судом города Салехарда, куда вчера «Газпром» подал иск о банкротстве СИБУРа. Суд по иску о банкротстве назначен на 11 марта. СИБУР должен «Газпрому» 29 млрд рублей, а общая сумма задолженности холдинга приближается к 50 млрд рублей. «Мы надеемся, что другие кредиторы согласятся с нашим мнением, что банкротство СИБУРа -- единственный способ вернуть деньги и активы, исчезнувшие в неизвестном направлении», -- надеются в «Газпроме». «Я думаю, что кредиторам придется смириться с тем, что они не увидят эти деньги несколько лет, пока СИБУР будет находиться под процедурой банкротства», -- считает аналитик «НИКойла» Геннадий Красовский.
«Газпром» определит будущую судьбу СИБУРа, только когда внешний управляющий предоставит нам всю информацию, скрывавшуюся прежним руководством и необходимую для принятия такого решения», -- говорят в газовом концерне.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ