|
|
N°9, 25 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сто--двенадцать--шестьдесят
В Белых Столбах пройдет XII Фестиваль архивного кино
Нынешний фестиваль (которого истинные синефилы из числа критиков и киноведов традиционно ожидают едва ли не с большим нетерпением, нежели смотры категории А), что откроется в понедельник, станет вдвойне юбилейным -- в 2008 году исполняется сто лет российскому кинематографу (этой дате посвящена специальная программа, состоящая в том числе и из самых первых фильмов 1908 года, от канонической «Понизовой вольницы» до «Драмы в таборе подмосковных цыган») и шестьдесят Госфильмофонду (к этой дате приурочена программа последних поступлений российского киноархива, тут полученные по обмену картины Копполы, Вайды, Кавани, Фассбиндера...). Как и во все без исключения прошлые разы в Белых Столбах воцарится здоровый консерватизм -- сюрпризов и неожиданностей следует ждать исключительно внутри собственно программ, сама же их сетка остается неизменной. Не обойдется без «Великих столетий» -- в этом году их справляют оператор Сергей Урусевский (будет показан «Сорок первый», 1963, Григория Чухрая), актрисы Бэтт Дэвис («Что случилось с Бэби Джейн», 1962, Роберта Олдрича), Анна Маньяни («Ад в городе», 1958, Ренато Кастеллано) и Кира Андроникашвили («В черных горах», 1941, Николая Шенгелаи), актеры Леонид Кмит («Однажды летом», 1936, Игоря Ильинского) и Ростислав Плятт («Беззащитное существо», 1960, Михаила Володарского), режиссеры Александр Форд («Пограничная улица», 1948), Хельмут Койтнер («Генерал дьявола», 1955), Александр Зархи («Мой младший брат», 1962), Жак Тати («Каникулы господина Юло», 1952) и Дэвид Лин («Выбор Гобсона», 1954). Разумеется, не будут забыты и ушедшие в прошлом году мэтры мирового кино -- в цикле In Memoriam почтут память Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана, Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова.
Ставшая за многие годы почти культовой «Конфронтация», опять-таки ориентируясь на календарь, посвящена пражской весне 1968 года -- покажут документальные фильмы тех лет и специально привезенные из Чешского народного киноархива киножурналы. Здравствует и излюбленный тезис составителей программ: ничего принципиально нового в искусстве движущихся изображений невозможно придумать ни под каким видом -- у каждой новации непременно найдется предшественник. В прошлом году с помощью дранковской «Соньки Золотой Ручки» (1908) и «Мефисто» (1930) Анри Дебена была развенчана уверенность в том, что сериалы суть порождение последнего времени. Теперь то же самое собираются проделать с видеоклипами: оказывается, еще в 40-х годах в СССР существовал жанр «фильмов-песен» -- участники и гости фестиваля смогут увидеть, услышать, а при желании и подпеть «Песне о Бринько» и «Москве майской», «Песне о Родине» и «Казачьей думе о Сталине», «Было дело на Востоке» и «В бой, сыны народа», «Гимну партии большевиков» и «Тульской винтовке»...
Кирилл Разлогов проведет «круглый стол» на актуальную (особенно в свете последнего решения Американской киноакадемии) тему «Российское кино и мировой кинопроцесс: интеграция, взаимодействие или параллельное существование?». А в последний день фестиваля, 1 февраля, общим голосованием всех участников и гостей будут названы лучший кинокритик, теоретик кино и создатель телепрограммы года, посвященной кинематографу.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ