Руководители Сербии и Косовского края перешли в решающее дипломатическое наступление
в своем споре вокруг статуса Косово. Премьер краевого правительства Хашим Тачи со вчерашнего дня находится в Брюсселе, где пытается убедить руководство Евросоюза и НАТО в том, что косовские албанцы доросли до государства. «Косово готово, едино и очень хорошо подготовлено» к независимости -- такими сумбурными, но понятными словами обрисовал ситуацию человек, против которого в Сербии заведено уголовное дело по фактам совершения военных преступлений против косовских сербов. Г-н Тачи пообещал, что Приштина «провозгласит независимость как можно скорее в тесном сотрудничестве и координации со своими партнерами в Вашингтоне и Брюсселе».
Тем временем руководство Сербии ищет поддержки России. Завтра в Москву прибывают президент страны Борис Тадич и премьер-министр Воислав Коштуница. Официально заявленная цель визита -- участие в подписании двустороннего соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой области. Документ предусматривает покупку «Газпромом» 51% акций сербской нефтяной государственной компании «Нафтна индустриjа Србиjе». На основе этого документа Белград и Москва намерены в кратчайшие сроки решить вопрос о строительстве на территории Сербии газохранилища и газопровода,
подключающего страну к проекту «Южный поток» по транспортировке российского газа в Европу.
Однако значимость приезда в Москву первых лиц Сербии гораздо выше, нежели раздел пакета акций сербского нефтяного гиганта. Главным противником «Южного потока» выступает Евросоюз. Он лоббирует проект «Набукко», который призван привести в Европу иранский газ через Балканы в обход России. Вышедший
во второй тур президентских выборов в Сербии Борис Тадич не может не понимать, что его завтрашний приезд в Москву в Брюсселе воспримут как вызов. К тому же для подписания соглашения достаточно присутствия сербского министра инфраструктуры Велимира Илича. Именно он первоначально и должен был представлять в Москве Сербию.
Но в первом туре президентских выборов Борис Тадич проиграл радикалу Томиславу Николичу довольно много (35,39% против 39,99% у Николича). И теперь, просчитав свои шансы на второй тур 3 февраля, прозападно настроенный Тадич, похоже, счел лимит поддержки Евросоюза исчерпанным. Ведь Брюссель, несмотря на все обещания, так и не подписал с Белградом соглашение о стабилизации и ассоциации. Как отметил вчера глава сербского правительства Воислав Коштуница, «ЕС должен выбрать: подписать соглашение с Сербией или распотрошить ее», имея в виду поддержку Западом косовских сепаратистов. Выбор пока не сделан, и Борис Тадич вынужден спешно апеллировать к не очень-то любимой им России.
«Евросоюз упустил время, когда он мог реально поддержать Сербию и тем самым попытаться смягчить ее позицию по Косово», -- считает эксперт Института славяноведения РАН доктор исторических наук Александр Карасев. В беседе с «Временем новостей» он отметил, что «ЕС должен был незамедлительно принять в свои ряды Сербию, предоставить ей крупные кредиты и оказать другое финансовое содействие, а также потребовать от албанских сепаратистов реальных гарантий прав и интересов косовских сербов». Однако этого не произошло. И потому сегодня не стоит удивляться ни успехам радикала Николича, ни метаниям Тадича между Западом и Востоком, ни нарастанию напряженности в косовском кризисе.