|
|
N°8, 24 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейский газовый «цветочек»
Буркхард Бергманн просит не забывать про традиционные энергоносители
Рынок природного газа в Европе сейчас переживает недостаток внимания чиновников. Об этом вчера в Берлине на традиционном энергофоруме энергетической отрасли, организованном под эгидой газеты Handelsblatt, говорил председатель правления E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн. Природный газ в Германии применительно к развернувшейся дискуссии по вопросам энергетики и охраны климата г-н Бергманн назвал «цветочком на стене» -- так немцы обычно говорят о девушке, которую никто не приглашает на танец. «Однако обратите внимание, -- призвал он топ-менеджеров энергокомпаний, -- насколько это видный и значимый «цветок»: его доля в потреблении первичной энергии достигла 23%. Кроме того, природный газ является для Германии главным производителем тепла -- 42%». К прочим заслугам этого энергоносителя г-н Бергманн отнес его «выдающуюся историю в энергоснабжении», а также тот факт, что газ является наиболее экологичным среди сгораемых источников энергии. К неоспоримым преимуществам природного газа относятся также «чистые» способы его транспортировки и технологии применения, нацеленные в будущее.
Глава E.ON Ruhrgas потребовал у политиков в Германии и Европе больше внимания к природному газу. И указал, что крупнейшему транснациональному проекту -- сооружению газопровода «Северный поток» из российского Выборга до немецкого Грайфсвальда, проходящему по дну Балтийского моря, протяженностью 1200 км -- «необходима существенно большая политическая поддержка со стороны Европейской комиссии, чем та, которая оказывалась до сих пор». И хотя контрольный пакет акций в этом проекте принадлежит «Газпрому», а другими участниками являются немецкие E.ON и BASF (по 20% акций), а также нидерландская Gasunie (9%), этот газопровод не двусторонний германо-российский проект, а европейский, подчеркнул г-н Бергманн, так как «природный газ будет поступать не только в Германию, но и в другие европейские страны».
В последнее время в Германии все острее протекает дискуссия относительно возможных последствий значительного увеличения стоимости строительства газопровода по сравнению с первоначальным проектом. На момент подписания российско-германского соглашения в сентябре 2005 года его проектная стоимость оценивалась в 5 млрд евро. Но в декабре прошлого года Герхард Шредер, возглавляющий наблюдательный совет компании North Stream, говорил уже о необходимых 8 млрд евро. Г-н Бергманн развеял возможные опасения относительно того, что значительно возросший объем капитальных затрат может негативно привести к отказу от реализации «Северного потока». При этом он отметил, что рост цен в настоящее время наблюдается во всех отраслях и другие возможные транспортные пути газа в Европу также не оказались бы дешевле. «Для потребителей возрастание проектных затрат на сооружение транспортной системы не является столь существенным, -- считает г-н Бергманн, -- ведь затраты на транспортировку составляют лишь незначительную долю конечной цены природного газа». Аналогичного мнения придерживается и руководство Wintershall («дочка» концерна BASF).
В своем вчерашнем докладе г-н Бергманн также изложил и свой взгляд на проект газопровода Nabucco, по которому намечается транспортировка газа по южному коридору -- из Турции в Европу. «Концепция этого проекта в своей основе хорошая, Nabucco смог бы стать полезным в деле диверсификации закупок газа для Европы», -- отметил он. Однако в части практической реализации г-н Бергманн усматривает «серьезные проблемы». Главная из них заключается в наличии «ресурсной базы для достаточного заполнения трубы». Ведь не исключено, считает г-н Бергманн, что реальным поставщиком газа для Nabucco в конце концов останется лишь Азербайджан, запасы которого не столь велики, чтобы их хватило для такой газотранспортной системы. Подобный проект вполне подошел бы под поставки газа из Ирана. Однако политическая ситуация вокруг этой исламской республики вряд ли прояснится в ближайшие год-два. Кроме того, отметил г-н Бергманн, Москва, защищая свои интересы, стремится лишить проект Nabucco ресурсной базы с помощью заключенных в конце прошлого года межправительственных договоров с Казахстаном и Туркменией о транзите их газа через Россию. «Необходимо подождать, как станет развиваться Nabucco, -- резюмировал г-н Бергманн. -- Все решит вопрос о том, насколько окажется возможным вовлечение в этот проект газа из пока еще взрывоопасного Ирана».
Юрий ШПАКОВ, Берлин