Время новостей
     N°25, 12 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2002
Жертвоприношение иракских нефтяников
Багдад соблазняет Москву искуснее, чем это делает Вашингтон
Россия оказалась в интересной ситуации. Два совершенно разных ее партнера, Ирак и США, к тому же враждующие друг с другом, пытаются добиться ее благосклонности. Но, похоже, у Ирака это получается лучше. Только что Москве и Багдаду удалось преодолеть серьезное бюрократическое препятствие, стоявшее на пути расширения экономического партнерства. Стороны наконец-то договорились о созыве межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, не собиравшейся с октября 1999 года. Долгожданное заседание состоится 25 февраля в Москве.

Прорыв произошел на фоне усилившихся попыток США отвадить россиян от дружбы с иракцами, предложив им замену иракским нефтедолларам. Как сообщает британская The Times, американцы решили «снизить противодействие России» планируемому Вашингтоном удару по Саддаму, «предложив Москве подходящий пакет экономической компенсации». Иракцы же подготовили для россиян огромный список проектов, которые можно будет реализовать после снятия с Багдада международных экономических санкций. Иракские дипломаты считают, что «в ходе предстоящей межправительственной комиссии было бы хорошо подписать эту программу долгосрочного сотрудничества, тянущую на 4 млрд долларов». Помимо этого после снятия санкций Багдад обещает вернуть Москве долги советских времен, превышающие 7 млрд долларов.

В настоящее время российские компании посредничают в вывозе примерно 30% всего иракского экспорта нефти. Только во второй половине прошлого года россияне, которым иракцы отдают предпочтение за дипломатическую поддержку, подписали с Багдадом поставочных и сервисных контрактов на 1 млрд 840 млн долларов. Непонятно, как американцы собираются «компенсировать» все это. Для участия в комиссии (с российской стороны ее возглавляет министр энергетики Игорь Юсуфов) в Москву приедет министр нефти Ирака Амир Ар-Рашид. Ему придется «пожертвовать» выходными по случаю мусульманского Праздника жертвоприношения, выпадающего на двадцатые числа февраля. Но заседание комиссии уже столько раз срывалось из-за смены руководства в российском Минэнерго, что иракцам грех не принять приглашение. Иракского министра нефти Ар-Рашида россияне ждут в Москве в первую очередь ради того, чтобы «застолбить» крупнейшие иракские нефтегазовые месторождения, разработка которых возможна после снятия санкций. По разведанным запасам нефти Ирак занимает второе место в мире после Саудовской Аравии.

Багдад, однако, беспокоит медленная реакция россиян на впечатляющую 4-миллиардную программу сотрудничества. В Москве главной причиной этой вялости называют не высокую политику, а обыкновенную бюрократию, тормозящую «межведомственные согласования». «Жаль, что обсуждение крупных проектов затягивается из-за мелких неувязок в Москве. Межправительственная комиссия нужна не только для того, чтобы оценить нынешнее сотрудничество, но и чтобы застолбить наши ниши в Ираке на перспективу», -- заметил газете «Время новостей» посол России в Ираке Александр Шеин. Сенатор Рамазан Абдулатипов, только что побывавший в Багдаде, добавил вашему корреспонденту: «Ряд наших проблем с Ираком связан с общей ситуацией в России. Координации, как при СССР, нет. Иракцы этого не понимают. Иногда в беседе с ними я думаю -- да знают ли они вообще, что СССР развалился?»

«В СССР был единый центр переводов. На арабском языке готовились технические параметры отечественной продукции. Теперь же из-за отсутствия документации, составленной по международным стандартам, российское оборудование не попадает в Ирак в нужном количестве», -- посетовал в интервью газете «Время новостей» глава представительства компании «Стройтрансгаз» в Багдаде Михаил Гриненко. Действительно, значительная часть оборудования, завозимого сегодня россиянами в Ирак, -- западного, в том числе американского, происхождения. «Недавно наша компания пригласила иракских специалистов посетить российские заводы, они были приятно удивлены качеством наших технологий. Но раз у нас это есть, то давайте отстаивать интересы отечественного производителя! Межправительственная комиссия, а она очень важна для бизнесменов с обеих сторон, должна ввести пункт, поощряющий деятельность в Ираке тех наших компаний, что поставляют именно российское оборудование», -- предлагает г-н Гриненко.

Сами иракцы жалуются на нехватку не только техники, но и российских кинофильмов и мультиков, ансамблей. «Раньше в Багдаде работал ваш культурный центр, где можно было посмотреть фильм, научиться русскому. Почему этого нет сейчас? Вот французский центр есть, хотя сотрудничество с французами меньше». Судя по всему, нефтяная перспектива заслоняет перед Москвой эти «мелкие» вопросы.

Многие из текущих проблем могут быть разрешены лишь на высоком уровне, и межправительственная комиссия тут как нельзя кстати. Компании, подписавшие контракты с иракцами, страдают не только от волокиты в ООН (ее 661-й комитет держит замороженными российские контракты с Ираком на сотни миллионов долларов), но и от чиновничьей медлительности в Багдаде. Подписанное в прошлом году рекордное число российско-иракских контрактов, которым так часто хвастаются официальные лица, также стало источником головной боли. Хотя иракцы их подписали, они не могут оплатить все контракты, из-за чего четверть соглашений «зависла». Финансовые поступления Багдада снизились из-за падения цен на нефть и сокращения нефтяного экспорта Ирака в минувшем году, что было вызвано спорами о цене на иракскую нефть (из-за санкций она определяется не рынком, а ООН).

Есть еще одна серьезная тема -- посредничество российских компаний в экспорте «черного золота» из Ирака по программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Как стало известно газете «Время новостей», иракцы часто игнорируют предоставляемые российским Минэнерго списки по распределению среди наших компаний квот на закупку иракской нефти. Таким образом Багдад наказывает те российские компании, что работают в Ираке с оглядкой на США, опасаясь ненароком нарушить санкции. На давление американцев Ирак отвечает просто: он бьет трусливых партнеров рублем, а вернее, евро -- на эту валюту Багдад перешел в официальных банковских расчетах.

Елена СУПОНИНА, Багдад--Москва