Время новостей
     N°25, 12 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2002
Россия отгружает нефть танками
Торговцы оружием объединяются с нефтяниками
В понедельник ведущий национальный поставщик оружия -- госкомпания «Рособоронэкспорт» -- заключил генеральное соглашение с ОАО «Татнефть». Подписанный документ регламентирует совместную «работу на внешних рынках в области профильной деятельности». Это, конечно, не означает, что «Татнефть» отныне будет торговать танками, а «Рособоронэкспорт» -- качать нефть. Взаимодействие компаний предполагает лишь упрощение механизма взаиморасчетов с теми покупателями нашего оружия, у которых имеются потенциальные запасы нефти, но сложно со свободной наличностью. При этом, как следует из сообщения пресс-службы самой «Татнефти», в сферу интересов компании «входят, в частности, Иран, Ирак, Монголия, Иордания и Ливия».

Список стран, указанных татарскими нефтяниками в качестве своей «сферы интересов», подтверждает, что Москва продолжает активную проработку оборонных контрактов с Тегераном. Ни одна из фигурирующих в этом списке стран, за исключением Ирана, не сулит сегодня хоть сколько-нибудь серьезных перспектив в реализации заключенного между «Рособоронэкспортом» и «Татнефтью» соглашения. В отношении Ирака продолжают действовать санкции ООН, запрещающие военные поставки. С Монголией и Иорданией контакты у России в военно-технической области, конечно, неплохие, однако их мизерные объемы вовсе не требуют использования сложных схем взаиморасчетов. Наконец, Ливия, хотя и считается после отмены действовавших в отношении нее санкций достаточно «лакомым кусочком» для продавцов вооружения, вряд ли «по зубам» самой «Татнефти». «Рособоронэкспорт» в прошлом году уже заключал подобные соглашения с нефтяными компаниями ЛУКОЙЛ и «Зарубежнефть». И, дабы избежать ненужной конкуренции друг с другом, нефтяники договорились о полюбовном «разделе мира»: по словам гендиректора «Рособоронэкспорта» Андрея Бельянинова, ЛУКОЙЛ будет сотрудничать с торговцами оружия в Африке (а значит, в частности, и в Ливии), а «Зарубежнефть» -- в Юго-Восточной Азии. Зато с Ираном у татарских нефтяников налажены действительно неплохие связи: не дожидаясь окончания переговоров о разделе Каспия, «Татнефть» уже сообщала Тегерану о своей готовности к сотрудничеству в будущих совместных проектах в «иранском секторе».

Военно-техническое сотрудничество с Ираном как раз и требует сейчас столь неординарных методов взаиморасчетов, которые предполагает тандем торговцев оружием с нефтяниками. После официального выхода Москвы осенью 2000-го из так называемого «меморандума Гора--Черномырдина» (это соглашение с США налагало запрет на военные поставки Тегерану с января 2000 года) политических препятствий для заключения новых контрактов с Ираном не осталось. Однако платежеспособность Тегерана это никоим образом не улучшило (как признаются российские экспортеры оружия, даже расчеты с Ираном по прежним поставкам «шли довольно трудно»). А ведь теперь иранское руководство заявляет о начале масштабного перевооружения своей армии, причем российской оборонке отводится в этой амбициозной программе роль одного из основных поставщиков. В ходе прошлогоднего визита в Москву министра обороны Ирана Али Шамхани речь шла о возможности массовых закупок бронетехники, военно-морского вооружения, зенитно-ракетных комплексов и новых боевых самолетов. Фигурировавшая при этом общая 7-миллиардная оценка стоимости десятилетней программы российско-иранского сотрудничества в военной области явно превышала реальные финансовые возможности Тегерана.

«Прописанные» в соглашении «Рособоронэкспорта» и «Татнефти» схемы финансовых расчетов делают перспективы сотрудничества с Ираном куда более реальными. По согласованию с Тегераном оплату поставок российского оружия иранской армии, по сути, может взять на себя «Татнефть». Получив взамен этого права на разработку иранских нефтяных месторождений. Впрочем, документом предусмотрена и возможность менее масштабного сотрудничества: нефтяники готовы участвовать в продвижении военной продукции путем встречных инвестиций в т.н. «офсетные программы» страны-покупателя.

Юрий ГОЛОТЮК