|
|
N°25, 12 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как хорошо иметь друзей
Счетной палате пытаются повысить статус
Очередную попытку решить проблему создания системы финансового контроля предприняли вчера депутаты Госдумы и представители региональных контрольно-счетных органов. Они провели «круглый стол» по обсуждению проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс», касающегося правового статуса контрольно-счетных органов в регионах.
Законопроект предусматривает единые правовые основы их организации и деятельности. Сейчас же контрольно-счетные органы создаются и наделяются функциями по желанию местных властей. Более того, пока контрольно-счетные органы отсутствуют примерно в 20 субъектах федерации, во многих других они, в силу малой численности и недостаточной правовой базы, работают слабо. Предлагаемый законопроект должен, по мысли его авторов, создать в регионах своего рода горизонтальную систему внешнего финансового контроля.
Счетная палата как федеральный орган стоит в этой системе особняком, и пока никаких жестких вертикальных связей между ней и контрольно-счетными органами на местах не предполагается. Однако лиха беда начало -- кулуарные разговоры в Думе на этот счет уже идут. Сама же Счетная палата все время твердит о необходимости создания своих территориальных подразделений, которыми в той или иной форме и степени могут стать контрольно-счетные органы субъектов федерации.
В своем нынешнем виде поправки в Бюджетный кодекс, похоже, обречены. И правительство, и администрация президента уже дали по этому поводу негативный отзыв. Однако «круглый стол» депутаты все же провели, а инициаторы законопроекта утверждают, что в конце февраля Госдума намерена его обсудить. Однако, как утверждают источники газеты «Время новостей» в администрации президента, при нынешнем раскладе политических сил в Госдуме это вряд ли возможно.
По мнению администрации президента и правительства, предлагаемый законопроект ущемляет интересы субъектов федерации, так как предполагает вмешательство федерального центра в той части, которая находится на усмотрении местной власти. Субъекты федерации согласно ст. 77 Конституции России имеют право самостоятельно устанавливать систему региональных органов власти, и если по мнению местных властей имеется необходимость осуществления внешнего контроля за региональным бюджетом, они вправе создать такой орган и наделить его соответствующими полномочиями. Однако принудить их делать это федеральный центр не вправе, да и не считает нужным. Проверка того, как исполняется на местах федеральное бюджетное законодательство, осуществляют Счетная палата и КРУ Минфина. Остальное -- дело местной власти.
Охотный ряд был вчера отнюдь не единственным местом, где звучали слова о Счетной палате и финансовом контроле. Те же самые вопросы обсуждались и в Совете Федерации, причем так сложилось, что для повышения статуса СП это обсуждение значит гораздо больше. Вчера комитет СФ по бюджету и недавно созданная комиссия по взаимодействию со Счетной палатой рассмотрели законопроект о внесении изменений и дополнений в «Закон о Счетной палате». Попытки вынести его на обсуждение Госдумы предпринимались и раньше, однако успеха эта инициатива не имела по той же причине, что и в случае с правовым статусом контрольно-счетных органов субъектов федерации -- администрация президента и правительство давали на законопроект отрицательный отзыв.
Теперь Счетная палата пошла другим путем, и с законодательной инициативой предполагает выступить Совет Федерации. Ход необычный, в законотворческой практике практически не использовавшийся, а потому особенно интересный. Примечательно, что одно из главных положений этого законопроекта -- СП должна регулярно предоставлять информацию о проводимых ею проверках главе государства. Таким образом, идея Сергея Степашина о том, что СП из органа парламентского аудита должна превратиться в своего рода «государево око», находит свое воплощение.
Анна ФЕОФИЛАКТОВА