Время новостей
     N°139, 04 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.10.2000
Пальцы пятиконечным веером
Футбольная сторона югославской политики
Волейболисты сборной Югославии вернулись из Сиднея сразу с двумя медалями: олимпийское «золото» досталось им за победу в финале над командой России, а президент Слободан Милошевич отметил «настоящих патриотов» правительственными наградами. Через сутки после окончания Олимпиады капитана сборной Владимира Грбича и его товарищей на центральной площади Нови-Сада ликованием встретила громадная оппозиционная толпа, добивающаяся от власти признания победы Воислава Коштуницы. Волейболисты продемонстрировали замечательные дипломатические способности, воздержавшись от изъявления политических симпатий, хотя слова Грбича «Мы любим свой народ!» были расценены собравшимися как поддержка оппозиции.

В ближайшие дни олимпийцев ждет прием у руководства страны, которое столкнулось с еще одной неприятной спортивно-политической задачей: запланированный на 7 октября отборочный матч первенства мира по футболу Югославия -- Россия грозит обернуться очередной массовой демонстрацией против режима. Давно прошли времена, когда Милошевич извлекал пользу из футбольного «фанатизма». В мае 1990-го именно организованные болельщики столичного клуба «Црвена Звезда» (их называют «делии» -- архаизм, сохранившийся со времен борьбы славян против турок, «народные герои», «борцы») спровоцировали на загребском стадионе «Максимир» во время игры с местным «Динамо» кровавую драку, «первый бой» югославской войны. Командовал фанатами ныне покойный Желько Ражнятович-Аркан, после начала вооруженного конфликта в соседних республиках превративший армию болельщиков в военный корпус «Тигры». Футболисты «Црвена Звезда» в ту пору часто появлялись с миссиями поддержки и одобрения на боевых позициях, а солдаты шли в атаку, распевая футбольные гимны.

Теперь армии «делий» и «могильщиков» (так называется клуб болельщиков популярной белградского команды «Партизан») распевают другие песни. Идея обороны сербства за пределами Сербии перестала быть популярной, и во всех грехах и бедах принято винить Милошевича. Острые на язык «фанаты» приписывают себе авторство самых соленых речевок, главным персонажем которых является сербский президент. В последние месяцы противостояние болельщиков и полиции неоднократно перерастало в потасовки, и у властей есть все основания опасаться: в ночь накануне объявленного режимом второго тура, непризнанного оппозицией, футбольный матч, предполагающий стотысячное скопление публики, обернется погромом. Милошевич же пока явно не заинтересован в перерастании уличных демонстраций в уличные бои. Поэтому принятое президиумом Футбольного союза Югославии решение о переносе встречи на 15 ноября вызвано не беспокойством о безопасности россиян.

Что же касается членов югославской футбольной сборной, то от них болельщики с нетерпением ждут политической позиции. Так уж повелось, что хороший спортсмен на Балканах обязан быть пламенным патриотом. В начале обострения черногорско-сербских отношений в 1996--1997 годах тогдашние лидеры югославской сборной Предраг Миятович и Деян Савичевич (оба -- черногорцы) фигурировали на предвыборных плакатах продемократического лидера республики Мило Джукановича. Во время военной операции НАТО в Косове многие играющие за границей сербские и черногорские футболисты пытались провести нечто вроде забастовки, надевая под футболки черные майки с рисунком поставленной под прицел Югославии. Эта акция протеста, правда, к успеху не привела, поскольку владельцы «Реала», «Валенсии» и «Милана» пригрозили бунтарям крупными штрафами. Последним из попавших под политический удар оказался лучший бомбардир Евро-2000 Саво Милошевич. Одна из официальных белградских газет как бы в шутку упрекнула футболиста в том, что, забив гол, он победно сжимает руку в кулак, а сжатый кулак представляет собой один из главных символов сопротивления режиму Милошевичу. Надо отдать должное бомбардиру -- отшутился он достойно: «Я пока не научился растопыривать пальцы пятиконечной звездой».

Андрей СТАХОВ