|
|
N°7, 23 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чище едешь -- дальше будешь
В Детройте мировые автопроизводители состязаются в любви к природе
В знаменитой на весь мир столице американской автоиндустрии проходит традиционное ежегодное автошоу NAIAS 2008 (North American International Auto Show, в европейском варианте это звучит более скромно -- автосалон). Нынешнее шоу 101-е в истории Детройта, первое же состоялось в далеком 1907-м.
Как и полагается для американского шоу, посетителей, а их ожидается по скромным прикидкам 700 тыс., встречают не только 700 автомобилей и 45 концепт-каров, но и десятки фотомоделей из лучших американских модельных агентств, одетые в фирменные цвета автопроизводителей.
Конечно, Америка по многим показателям давно и постоянно впереди планеты всей. Однако этот постулат все меньше и меньше относится к старейшей в мире автоиндустрии. Американцы очень большие патриоты своей страны, но по отношению к автомобилям отечественного производства такой ура-патриотизм почитается уже откровенной глупостью, бьющей по карманам и нервам, поэтому американцы ездят преимущественно на машинах японских и европейских фирм, предпочитая Honda, Toyota, Mazda, Audi и BMW доморощенным Chevrolet, Cadillac и иже с ними. Традиционные семейные автомобили с прожорливыми двигателями и низким качеством сборки уже не в чести. К тому же последствия ипотечного кризиса в США повлияли и на авторынок -- Национальная ассоциация автофинансирования бьет тревогу в связи с тотальной просрочкой платежей по автомобильным кредитам. Аналитики и в этом году обещают дальнейший спад продаж на самом емком в мире американском авторынке. А Toyota в минувшем году превзошла по объему мировых продаж General Motors, бывший на протяжении многих десятилетий флагманом мировой автомобильной индустрии.
Нынешний детройтский автосалон демонстрирует, что американский автопром по-прежнему ориентируется почти исключительно на отечественного покупателя. Мощные джипы, агрессивные спорткары и огромные пикапы, все это никак не соответствует мировым тенденциям в автостроении: экономии и экологичности.
«Зеленая» (экологическая) тема является одним из основных приоритетов всех автопроизводителей на автошоу, и даже американские компании в этом как раз не уступают иноземным производителям, ведь всему миру давно известен строгий экологический «калифорнийский стандарт». Жесткие нормы по экологии недавно приняты в штатах Вермонт и Массачусетс. Европейские производители рассчитывают к 2012 году уменьшить автомобильные выбросы СО2 в атмосферу до 120 граммов на километр (сейчас норма -- 270 г/км).
С 1992 года Белый Дом финансирует программу разработки альтернативных двигателей, хотя конструкторы считают, что резервы традиционных моторов еще не исчерпаны. На сегодня основная ставка делается на водород и гибридные двигатели.
Практически все производители представили свои разработки «чистых» авто. Так General Motors продемонстрировал несколько таких машин. Среди них концептуальный кроссовер Saab 9-4Х. Он будет выпускаться в США и продаваться по всему миру. Глава GM Рик Вагонер заявил, что возглавляемая им компания взяла четкий курс на экологию.
Даже такого монстра, как Hummer, смогли подогнать под экологические стандарты. Разработанный молодыми инженерами GM Hummer НХ имеет открытый кузов и рассчитан на двоих человек. Двигатель объемом в 3,6 л работает на топливе Е85 (85% этилового спирта из растительного сырья плюс 15% бензина) и развивает мощность в 304 л.с. Это на 41 л.с. больше, чем у бензиновой версии мотора.
BMW наконец-то показала давно ожидавшей общественности модель X6. Этот автомобиль -- гибрид спортивного внедорожника и купе. Немцы даже придумали название для такого рода автомобилей, Sports Activity Coupe, и девиз: «Там, где другие тормозят, BMW X6 ускоряется». Заказы на X6 уже собираются по всему миру.
Конструкторы Volkswagen из Вольфсбурга сделали ставку на купе-версию модели Passat. Автомобиль оснащен кроме стандартного парктроника системой автоматического контроля дистанции до впереди идущего автомобиля, навигационной системой и прочими, уже ставшими стандартными, опциями. Продажи Passat CC начнутся через пару месяцев.
В Штатах традиционно любят все большое -- большие и удобные дома, большой бизнес и, конечно же, большие автомобили. В этом американская душа не уступает загадочной и широкой душе русской. А большие автомобили -- это большие бензобаки и мощные прожорливые двигатели. А горючее нынче обходится не в копеечку, и даже не в центик, цена традиционного для США галлона (3,7 л) высокооктанового бензина достигла уже 3,2 долл. А столь любимый не только ново-старорусскими москвичами, но и населением североамериканских штатов джип-внедорожник съедает за 100 км пять таких галлонов. Тем не менее еще не скоро упрямые американцы пересядут на экономичные автомобили мини-класса, уже давно полюбившиеся жителям Старого Света и не слишком богатому населению Юго-Восточной Азии. Наверное, в расчете именно на них североамериканское подразделение Mercedes-Benz пригнало своим ходом из Лос-Анджелеса автомобили SmartForTwo и E 320 Bluetec, оснащенные дизельными сверхэкономичными двигателями. Расстояние между городами в 4400 км машины прошли под неусыпным контролем представителей прессы из Европы и США. Средний расход топлива SmartForTwo составил 3,9 л на 100 км, а для E-320 Bluetec с 224-сильным движком этот показатель тоже весьма впечатляющ -- всего 5,8 л. Помимо этого, Mercedes-Benz предъявил новое поколение компактного внедорожника GLK. Два концепт-кара GLK Freeside и GLK Townside были впервые представлены публике.
Стенд Lincoln привлек всеобщее внимание посетителей. Концепт нового седана MKT, с полным приводом в сочетании с 3,5-литровым экологичным двигателем EcoBoost V6, мощностью 415 л.с. впечатлил даже знатоков. Существенно сэкономить на топливе позволяют усовершенствованная шестиступенчатая трансмиссия, небольшой вес и улучшенная аэродинамика. Стильная торпеда украшена кристаллами Swarovski.
Mazda удивила поклонников концептом под названием Furai -- «ветер», его основа -- это гоночный болид Courage C65. Его роторный двигатель в 450 л.с. обеспечивает скорость свыше 320 км в час.
Lexus, не отставая от конкурентов, показал элегантный родстер LF-A с 500-сильным мотором.
Honda выставила в Детройте ряд новинок: это внедорожник Honda Pilot второго поколения, спортивный гибридный концепт-кар Honda CR-Z и водородный автомобиль FCX Clarity. Кузов Honda Pilot создан с использованием высокопрочной стали. Модель оборудована новым шестицилиндровым V-образным двигателем, который способен работать в режиме четырех и трех цилиндров. И только при больших нагрузках двигателя включаются все шесть цилиндров. В FCX Clarity используется батарея топливных элементов V Flow в сочетании с компактным литиево-ионным аккумулятором и водородным баком. Топливные элементы являются основным источником энергии автомобиля.
Mitsubishi представила на Детройтском автосалоне двухместный полноприводный дизельный автомобиль Concept-RA c 4-цилиндровым турбодизельным двигателем объемом 2,2 л мощностью 201 л.с. Серийно новая модель выпускаться не будет, но некоторые элементы и технологии, использованные в RA, могут появиться на других новинках Mitsubishi.
Audi порадовала суперкаром Audi R8 с турбированным дизельным мотором мощностью 500 лошадей. Автомобиль разгоняется до 100 за 4,2 сек., а солярки уходит всего десять литров на сто километров.
Китайская компания Tang Hua выставила линейку необычных автомобилей, прозванных «китайскими яйцами» за их своеобразную форму. Все модели Tang Hua имеют под капотом электродвигатель мощностью 3,5 кВт. Смешные машинки могут разгоняться до 45 км/ч, а запаса аккумуляторов хватит на 150 км.
«АвтоВАЗ» в Детройте представлен не был.
Александр ЛИБЕРМАН