Борьба с терроризмом -- это война, в ходе которой неизбежно ущемляются права человека повсюду в мире, даже в старых европейских демократиях. Сегодня обыватель может оказаться жертвой не только террористов, но и тех, кто их ловит по заданию правительства. Более других рискуют попасть под колесо машины антитеррора состоятельные или политически активные граждане. Спецслужбы подозревают всякого, а тем более людей с деньгами -- ведь они могут финансировать экстремистов.
Но спецслужбы нередко ошибаются. Новые примеры таких ошибок, поломавших человеческие судьбы, привел вчера 62-летний швейцарский депутат и прокурор Дик Марти. Он выступил в Страсбурге на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) с докладом о черных списках подозрительных лиц и организаций, составленных Советом Безопасности ООН и Европейским союзом.
Это два разных списка, хотя частично они совпадают. Попадают в них те, кого подозревают в связях с экстремистами. Поскольку доказательств тому недостаточно, то этих людей нельзя осудить и посадить в тюрьму. Но правительства разных стран придумали, как испортить жизнь «темным лошадкам»: фигуранту черного списка запрещают поездки в США и свободное передвижение по странам Евросоюза, а его банковские счета замораживают. Человек не только не в состоянии вести бизнес или управлять общественной организацией, но и не может, к примеру, расплатиться кредитной карточкой за покупки в магазине.
Начало этим спискам было положено 15 октября 1999 года, когда Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1267 о введении международных санкций против режима талибов в Афганистане. Затем последовали другие резолюции, и под санкции попали организации, подобные террористической «Аль-Каиде» под руководством Усамы Бен Ладена.
Беда в том, что уже есть случаи, когда людей в эти списки включают по ошибке. Еще более неприятно то, что граждан не уведомляют о том, что они попали в некий черный список. «Представляете, человек собирается вылететь в другую страну, и вдруг только в аэропорту выясняется, что ему это запрещено!» -- рассказал «Времени новостей» немецкий юрист Гюнтер Ширмер, помогавший депутату Дику Марти в работе над докладом. Некоторые фигуранты узнали о занесении в список, когда попытались провести банковскую операцию с собственным счетом. Сам Дик Марти рассказал «ВН», что знает людей, узнавших о своей проблеме только при попытке поселиться в отеле за рубежом.
Дик Марти до этого расследовал скандальную информацию о
нелегальных тюрьмах ЦРУ, открытых в ряде европейских стран в нарушение местного и международного законодательств. Депутат доказал существование таких тюрем и то, что туда свозили незаконно отлавливаемых по всей Европе исламских радикалов. Раскрыто несколько дел, когда агенты американской спецслужбы похищали в европейских городах ни в чем не повинных мужчин, держали их под арестом, пытали. Причины ошибок бывали разными: внешнее сходство с разыскиваемым террористом, ложный донос или созвучие фамилий. Скандал привел к тому, что эти тюрьмы были закрыты. И Дик Марти занялся новой проблемой.
Не исключено, что в международных черных списках есть и россияне, хотя во вчерашнем докладе наши граждане не упоминались. Однако депутат ПАСЕ из Германии Рудольф Биндиг, пристально отслеживающий ситуацию в Чечне, припоминает, что один из чеченских активистов ему жаловался на этот счет. Попасть в список россиянин может с подачи как отечественных, так и зарубежных спецслужб. Но чаще всего, как признал «ВН» Дик Марти, людей заносят в списки американские правоохранительные органы.
В черном списке ООН около 370 имен, в европейском -- около 60. Кто-то попал в эти списки заслуженно, а кто-то судится, причем имеет большие шансы выиграть дело и отсудить у правительств и международных организаций десятки тысяч евро в качестве компенсации за причиненные страдания.
Есть и совсем абсурдные истории, которые, по словам Дика Марти, будто навеяны романами Кафки. Таков случай 77-летнего выходца из Египта Юсефа Нады. (В списках, кстати, больше всего мусульманских имен, учитывая значительное число экстремистских организаций, действующих под лозунгами ислама.) Удачливый бизнесмен Юсеф Нада еще в молодые годы обосновался в небольшой деревушке в Швейцарии возле границы с Италией -- так что сейчас им занимаются спецслужбы и суды обеих европейских стран. Он финансировал ряд религиозных исламских организаций, попал в черный список Совбеза ООН и вот уже как шесть лет не может из-за этого выехать не то что из Швейцарии, но и за пределы родной деревни.
За это время правоохранительные структуры Швейцарии и Италии провели расследование, в ходе которого доказали, что среди поддерживаемых бизнесменом исламских организаций не было ни одной террористической. Но Юсеф Нада до сих пор в списке, хотя вытащить его оттуда пытаются правительства двух европейских стран. «Попасть в черный список значительно легче, чем быть вычеркнутым из него. А пока он там, не снимаются и действующие против него запреты», -- объясняет Ширмер.
Еще один пример из доклада Дика Марти выглядит более спорно. Он считает неправильным сохранение в черном списке
Организации моджахедов иранского народа (ОМИН). Это группа иранских оппозиционеров, боровшаяся против шаха, а теперь и против нынешнего исламского режима Ирана. Представители этой организации в Страсбурге объяснили «ВН», что с 2001 года группировка прекратила совершать взрывы в Иране и убивать иранских чиновников. Но группа находится в национальном черном списке Великобритании и, естественно, Ирана, зато имеет штаб-квартиру во Франции. Россия с ОМИН отношений не поддерживает, но в свой черный список ее не включила.
Дик Марти не против черных списков как таковых. В интервью «ВН» он объяснил, что с этим придется смириться, поскольку «это важный инструмент для искоренения финансовой подпитки терроризма». Депутат признает, что сегодня преступники прибегают к все более изощренным методам: «В ответ надо совершенствовать механизмы предупреждения преступлений и наказания за них. Но ничто не может оправдать попрание тех ценностей, на которых строится наше общество. С терроризмом надо бороться так, чтобы, наоборот, наши демократические институты укреплялись. Так мы можем ослаблять наших врагов. Где это видано, чтобы целых шесть лет в Европе пожилой человек незаконно лишался права на свободное передвижение? Чтобы все это время ему не давали нормально работать? Разрушали его бизнес?»
Швейцарский юрист предлагает упорядочить составление запретных списков, сделать этот процесс подконтрольным независимым структурам. Лица, которых хотят занести в список, должны не только уведомляться об этом, но и при желании должны быть выслушаны, а их аргументы должны учитываться. Пребыванию в списке должны быть поставлены временные рамки.
В ходе вчерашнего обсуждения доклада в штаб-квартире ПАСЕ в Страсбурге выяснилось, что эти черные списки не единственные в Европе. Российская делегация обратила внимание на то, что уже появились запретные списки на выдачу виз по политическим причинам. Так, с подачи Эстонии -- а эта страна входит в Евросоюз и в шенгенскую зону -- в такой общеевропейский список попала активистка молодежного движения «Наши» Марьяна Скворцова. Студентка, учащаяся на педагога, она в 2007 году митинговала возле эстонского консульства в Санкт-Петербурге во время обострения отношений между нашими странами.
Девушка узнала о санкциях по отношению к своей персоне только в январе этого года на российско-финской границе, когда по шенгенской визе намеревалась отдохнуть в Финляндии. «При пересечении границы она была задержана, а ее виза была аннулирована без объяснения причин», -- сказал «ВН» российский депутат ПАСЕ, глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. «Такие случаи тоже являются нарушением прав человека», -- заметил нашей газете Дик Марти, который вскоре после президентских выборов в России планирует посетить нашу страну, поскольку занялся еще одним сложным вопросом: он стал основным докладчиком ПАСЕ по проблемам Северного Кавказа.