С января 2008 года в ряде городов России вступил в силу полный запрет на деятельность игорных заведений. Там, где казино и автоматы пока работают легально, игорное оборудование должно быть подвергнуто ревизии. Проверять процент технологически заложенного в автомате выигрыша станут налоговики, работы которым прибавила новая инструкция Министерства финансов о порядке проверки технического состояния игровых автоматов. Добровольными помощниками фискалов в этой работе зачастую выступают рядовые граждане.
Уже полгода,
с 1 июля 2007 года, в стране действует новый порядок регулирования игорной деятельности. Площадь казино должна составлять не менее 800 кв. метров, зала игровых автоматов -- не менее 100 кв. метров. Кроме того, в казино должно быть не менее десяти игорных столов и не менее 50 автоматов. Технологически заложенный процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже 90. Азартные заведения не должны размещаться в жилых домах, вблизи школ, больниц и стадионов. Эти правила являются переходными, ведь с середины 2009 года весь российский игорный бизнес должен быть сосредоточен в четырех особых игорных зонах -- на территории Алтайского и Приморского краев, Калининградской области, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области.
Однако игорный бизнес оказался более живуч, чем это предполагалось во время принятия закона, ограничивающего его размещение в населенных пунктах. В крупных городах для проверки игорных заведений были созданы специальные межведомственные комиссии, куда вошли также представители силовых структур. Но специальные комиссии местными властями созданы далеко не везде, и работу по закрытию нелегально работающих казино фактически возложили на налоговые органы. На горячие линии по поводу незаконно работающих казино или игровых автоматов звонили граждане, однако налоговики без поддержки правоохранительных структур долгое время даже не обладали инструментами оперативного реагирования на такие жалобы. Формально являясь ведомством, контролирующим объекты игорного бизнеса, реальных инструментов контроля налоговики не имели.
Впрочем, сами себе дополнительной работы фискалы не искали, предлагая наделить обязанностями по проверке технического состояния автоматов «Ростехрегулирование». Неразбериха в ведомственных полномочиях, как всегда, приводила к тому, что жалобы граждан оставались без ответа.
Теперь инструкция о порядке проведения налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования, в частности, обязывает фискалов проверять у владельцев игровых автоматов наличие специальных деклараций и сверять цифры из документов с данными с фактически установленных автоматов. Длительность поверки может доходить до месяца. Далее фискалы могут обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации игорного заведения, собрав доказательства его незаконной деятельности.
Правда, как говорят юристы, даже этого может быть мало для адекватного осуществления контроля за игорным бизнесом. В регионах привлечение владельцев игровых залов к административной ответственности осложняется тем, что они, как правило, работают вполне легально, поскольку зарегистрированы в установленном законом порядке. Но не в своем городе, а в Москве, на Урале или в Новосибирске. Самая же распространенная проблема в регионах, с которой сталкиваются чиновники, ходатайствующие о закрытии ставших нелегальными заведений, -- это отсутствие сведений о лицах, подлежащих привлечению к административной ответственности. Именно по этой причине суды возвращают чиновникам протоколы, а дела застревают в судах на неопределенное время.