В Москве вчера под председательством директора ФСКН Виктора Черкесова состоялось первое заседание Государственного антинаркотического комитета (ГАК) --
межведомственного координационного органа, созданного в октябре прошлого года. По своим полномочиям и задачам ГАК почти абсолютно идентичен Национальному антитеррористическому комитету (НАК), созданному два года назад, -- он уполномочен готовить предложения по формированию госполитики, разрабатывать соответствующие меры и координировать работу всех федеральных ведомств и региональных властей, но только в области борьбы не с терроризмом, а наркотиками.
В первом заседании нового комитета приняли участие министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, глава МВД Рашид Нургалиев, министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр транспорта Игорь Левитин, директор ФМС Константин Ромодановский и другие ответственные лица. Посвящено оно, естественно, было организационным вопросам -- созданию аппарата комитета и выработке плана работы на 2008 год. «Стратегия борьбы с наркопреступностью меняется коренным образом, -- объяснил характер предстоящей работы г-н Черкесов. -- Правоохранительная система страны переориентирована на переход от преследования потребителей наркотиков за совершение малозначимых преступлений к подавлению организованной преступности, которая контролирует наркотрафики, крупные сети сбыта, легализует доходы от наркобизнеса».
Открывая заседание, глава ФСКН довольно позитивно расценил ситуацию с противодействием государства проблеме наркотиков. При этом он, очевидно, не случайно оперировал в основном сравнительными данными за последние 3--5 лет.
Вслух об этом не говорилось, но, понятно, подразумевалось, что положительные тенденции в борьбе с распространением наркотиков начались лишь после создания ФСКН, которая была образована на базе упраздненной налоговой полиции в 2003 году.
«Сейчас есть основания полагать, что в определенной степени удалось стабилизировать наркоситуацию в стране, -- сообщил г-н Черкесов. -- Обеспечено значительное сокращение уровня наркотизации населения, в первую очередь среди молодежи, о чем свидетельствуют результаты всероссийского мониторинга. Число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, сократилось по сравнению с 2004 годом на 800 тыс. человек и составляет сегодня 5 млн 100 тыс. человек. Если в период с 1991 по 1996 год ежегодный прирост количества больных наркоманией в России составлял в среднем 21%, с 1997 по 2002 год -- 26%, то в последние четыре года -- только 0,5%. Та драматическая ситуация роста числа больных наркоманией в России отодвинута в значительной степени».
Кроме того, г-н Черкесов заявил, что меры по борьбе с наркотиками способствовали снижению предложения на нелегальном рынке. "Их стоимость в России за последние три года выросла в среднем в два-три раза, что существенно ограничило доступность наркотиков для потребителей. В некоторых регионах появилось такое явление, как "героиновый голод", -- сказал глава ФСКН.
«Калькуляция» г-на Черкесова, озвученная на заседании ГАК, между тем вызвала недоумение у некоторых экспертов, в том числе юристов и правозащитников. Так, они удивились точности приведенных цифр -- как людей, употребляющих в России наркотики, так и их сокращению. Ведь наркопреступность -- явление глубоко латентное (скрытое от официального учета), и эксперты лишь подивились, откуда г-н Черкесов мог взять такие цифры. Кроме того, осталось непонятно, почему количество граждан, употребляющих наркотики, сократилось почти на миллион, хотя, как следовало из слов того же г-на Черкесова, ежегодный их прирост пусть и замедлился, но все равно остается. К тому же статистика других ведомств показывает, что ситуация остается напряженной -- к примеру, смертность от употребления наркотиков продолжает расти. Некоторые же оперативники удивились данным на счет роста цен на наркотики -- они ничего подобного не наблюдали.
Также на заседании ГАК г-н Черкесов посчитал необходимым лично дать разъяснения относительно опубликованного на прошлой неделе постановления правительства (принято оно было по инициативе ФСКН) об утверждении списков сильнодействующих веществ, незаконный сбыт которых подпадает теперь под действие ст. 234 УК РФ. Как уже сообщала «Время новостей», в этот список попали ряд веществ, которые входят в состав распространенных лекарств, таких как корвалол, валокордин, пенталгин и т.д. Поскольку правила легального оборота сильнодействующих веществ законодательно не определены, фармацевты испугались, что их могут привлечь к ответственности по злополучной ст. 234 УК. В результате во многих регионах аптеки решили в понедельник продавать эти лекарства только по рецептам, чем вызвали ажиотаж среди простых граждан, в первую очередь пенсионеров, которые начали закупать их «про запас».
Г-н Черкесов высказал мнение, что виноваты в сложившейся ситуации были не инициаторы и разработчики злополучного постановления (то есть его подчиненные и чиновники правительства), а кто-то другой. «Еще раз хочу подтвердить, что в правительственном постановлении никоим образом не затрагивается эта сфера, -- подчеркнул глава ФСКН. -- Как и прежде, лекарственные средства для лечения сердечных болезней будут отпускаться без рецептов. Часто происходят ошибки при трактовании законов из-за нехватки информационного сопровождения. В частности, по недоразумению и неверному толкованию чиновниками недавно принятого постановления правительства была вызвана ничем не оправданная волна ажиотажа вокруг нескольких лекарственных препаратов».