Время новостей
     N°7, 23 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2008
Россияне покатят
Эксперты PricewaterhouseCoopers прогнозируют дальнейший рост продаж автомобилей в стране
PricewaterhouseCoopers вчера выпустила обзор о состоянии автомобильного рынка в России в 2007 году и его перспективах в ближайшие годы. Эксперты компании считают, что рекордный по продажам автомобилей 2007 год будет не последним и основные пики продаж автомобилей в нашей стране еще впереди. По оптимистическому сценарию число автовладельцев увеличится в два раза, по пессимистическому -- в полтора.

Как сообщил вчера на брифинге партнер компании PwC Стэнли Рут, в 2007 году рост автомобильного рынка по сравнению с 2006 годом как в количественном (35%, до 2,79 млн автомашин), так и в денежном (67%, до 53,4 млрд долл.) выражении был наибольшим в современной истории России. Продажи иномарок российского производства в РФ выросли на 57%, до 440 тыс. штук, импорт новых автомобилей увеличился на 67%, до 1,21 млн штук, импорт подержанных автомобилей -- на 46%, до 380 тыс. штук. При этом продажи российских автомобилей снизились на 5%, до 765 тыс. штук. В денежном выражении рост продаж составил всего 12% (6,5 млрд долл.). Говоря об основных тенденциях развития автомобильного рынка России, г-н Рут отметил почти двукратный рост выданных автокредитов -- до 16 млрд долл., а также рост располагаемых доходов населения. «Если в 2006 году доля расходов на автомобили составляла 4,4% от располагаемых доходов, то в 2007 году она возросла до 5,2%, несмотря на заметный рост средней цены автомобиля», -- отметил он.

Эксперт PwC также считает, что прошлый год был достаточно успешным и для крупнейшего российского автоконцерна -- «АвтоВАЗа». В 2007 году он продал в России 663,5 тыс. автомобилей (по сравнению с 2006 годом рост составил 6,2%). В то же время, как отмечает г-н Рут, «АвтоВАЗ» испытывает все возрастающее давление со стороны китайских автомобилей, продажи которых в 2007 году выросли на 258% (с 19,8 тыс. штук в 2006 году до 51,2 тыс. в 2007-м).

По его словам, автомобили и других мировых производителей продолжают «захватывать» российский рынок. Так, в период с 2002 по 2007 год новые иномарки увеличили свою долю на российском рынке в денежном выражении с 26 до 76%. Объем продаж иномарок в России вырос с 2,8 млрд долл. в 2002 году до 40,8 млрд долл. в 2007 году, т.е. более чем в 14 раз.

Эксперт PwC говорит о двух возможных вариантах развития авторынка России. Согласно оптимистическому прогнозу, пик продаж придется на 2014 год, когда будет продано 5,5 млн автомобилей. Одной из основных причин этого будет рост утилизации старых автомобилей с нынешних 3% в год до 6%. В 2015--2017 годах на рынке будет наблюдаться спад, в результате которого продажи упадут до 4 млн штук в год, однако до 2020 года уже не будет резких взлетов и падений, и ситуация относительно стабилизируется. К тому времени 400 человек из каждой тысячи будут иметь собственный автомобиль (сейчас около 200).

По консервативному прогнозу, пик ожидается в 2010 году, когда будет продано примерно 3,4 млн автомобилей (а затем в течение десяти лет ежегодно будет продаваться 2,6--3 млн), а утилизация будет на уровне 5% в год. При этом автовладельцами будут 300 человек из каждой тысячи.

По словам г-на Рута, препятствовать росту продаж могут меньший, чем планируется, рост ВВП в России, пока еще низкий уровень утилизации старых автомобилей, а также плохое состояние российских дорог.




Объем продаж автомобилей в России
Категория тыс. шт. млрд долл.
2007 2006 2007 2006
Российские автомобили 765 800 6,5 5,8
Иномарки российского производства 440 280 6,7 4,4
Импорт новых автомобилей 1205 720 34,1 18,2
Импорт подержанных автомобилей 380 260 6,1 3,6
Итого 2790 2060 53,4 32,0


Источники: Госкомстат, ГТК, АСМ-холдинг, AEB, оценки PwC




Лидеры продаж на российском рынке, тыс. шт.
Марки 2007 2006
Chevrolet (вкл. СП «GM-АвтоВАЗ») 190,6 111,5
Ford 175,8 116,0
Hyundai 147,8 100,7
Toyota 145,5 95,7
Nissan 116,5 75,5
Renault 101,2 72,5
Mitsubishi 100,6 68,8
Daewoo 91,3 66,7
Kia 78,6 60,0
Volkswagen, Skoda, Audi 74,9 44,1
Opel 66,3 20,0
Китайские 51,2 19,8
Другие 305,4 168,4
Всего 1645,6 1019,6


Источник: AEB, PwC

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром