Собравшаяся вчера в Берлине
международная «шестерка» по Ирану согласовала проект новой резолюции и дату ее обсуждения в Совбезе ООН. Представители пяти стран -- постоянных членов СБ ООН (Россия, США, Китай, Великобритания и Франция), а также Германии, намерены ужесточить санкции, уже наложенные на Тегеран за его отказ приостановить обогащение урана.
«Мы согласовали основные детали текста будущей резолюции. Германия, Франция и Великобритания в течение нескольких недель представят проект новой резолюции, и она будет обсуждаться в СБ ООН», -- сообщил глава германского МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер. «Необходимо исключить ситуацию, когда Иран мог бы получить ядерное оружие», -- добавил немецкий дипломат. Текст документа до его обсуждения в ООН обнародован не будет. Однако известно, что новые санкции затронут прежде всего иранский бизнес и банковский сектор. Они призваны значительно ограничить международную финансово-экономическую деятельность иранцев.
Накануне встречи западные дипломаты выражали уверенность, что согласованный проект резолюции будет внесен в Совбез ООН еще до конца января. Как заявила вчера госсекретарь США Кондолиза Райс, цель мирового сообщества -- «предпринять необходимые усилия, чтобы заставить Иран приостановить процесс обогащения урана».
Тегеран настаивает, что его ядерные работы носят исключительно мирный характер и подконтрольны Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). «Иран и МАГАТЭ активно взаимодействуют с августа 2007 года, когда они приняли рабочий план, рассчитанный на несколько месяцев», -- напомнил «Времени новостей» иранский дипломатический источник. По его словам, «агентство отказалось от прежней практики обвинения Ирана и задало несколько конкретных вопросов. Они касаются иранских ядерных разработок и требуют столь же конкретных ответов. На некоторые вопросы, в частности по экспериментам с плутонием и причинам появления следов обогащенного урана на центрифугах, ответы уже даны, и они полностью удовлетворили главу МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи. Учитывая нынешний уровень сотрудничества Тегерана и МАГАТЭ, можно ожидать, что к концу марта иранское ядерное досье будет закрыто».
Глава российского МИДа Сергей Лавров, участвовавший в берлинской встрече, убежден, что следует «расширять возможности МАГАТЭ по иранской ядерной программе, а не сужать их». Однако американцы уверены, что переговоры МАГАТЭ с Ираном должны быть подкреплены реальными мерами давления.
Ведь остается фактом невыполнение Тегераном требований сразу двух резолюций Совбеза ООН, принятых в декабре 2006 года и в марте 2007 года. Они требовали приостановить процесс обогащения урана до тех пор, пока мировое сообщество полностью не убедится в мирном характере иранской ядерной программы. Но Тегеран отверг это ключевое требование и отрапортовал о введении в действие нескольких тысяч новых центрифуг в ядерном центре в Натанзе. Это дает президенту США Джорджу Бушу основания продолжать воинственную риторику и требовать от международного сообщества сдержать Иран, который «дестабилизирует регион» и «спонсирует терроризм». С оговорками эту позицию поддерживают Лондон, Париж и Берлин.
«В ближайшее время напряженность в отношениях Ирана и США будет нарастать», -- прогнозирует эксперт российского Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. В беседе с «ВН» он напомнил, что в конце 2007 года вокруг иранской ядерной программы и во взаимоотношениях Тегерана и Вашингтона произошла «определенная разрядка». По его словам, она стала следствием опубликования американским разведсообществом доклада, утверждавшего, что Иран еще в 2003 году свернул военную составляющую своей ядерной программы. Однако эксперт «ВН» не считает, что тот доклад стал «серьезным поворотным моментом в американо-иранских отношениях». «Напряженность будет нарастать в политической и экономической областях. Что же касается военного аспекта проблемы, то здесь можно ожидать снижения напряженности. Более долгосрочные перспективы будут зависеть от итогов президентских выборов в США в ноябре», -- считает г-н Демиденко.