В хорватском городе Загреб во вторник выступлением танцевальных дуэтов открылся чемпионат Европы по фигурному катанию. Накануне этих состязаний корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА побеседовала с Алексеем ГОРШКОВЫМ -- тренером лидеров российской сборной Оксаны Домниной и Максима Шабалина.-- Алексей, в каком состоянии сейчас находится Максим Шабалин, ведь в конце декабря ему была сделана операция по удалению мениска на левой ноге?-- Сейчас все в порядке. Вы же видели его на тренировках здесь, в Загребе. Тренироваться Макс начал на девятый день после операции. Хотя обычно на реабилитацию отводится более длительный срок. Через две недели после хирургического вмешательства врачи советуют заниматься в бассейне и только через месяц приступать к тренировкам на льду. Но Максиму стали разрабатывать левую оперированную ногу уже в больнице, делали специальный массаж. Новый год он встречал дома, потому что 30 декабря уже выписался. Однако после этого еще несколько дней ездил на уколы.
-- Я слышала, что оперировали Максима в ЦИТО?-- Да, операцию делал Анатолий Кузьмич Орлецкий. Огромное спасибо ему. С одной стороны, это был рискованный шаг, потому что, как сказали специалисты, в отечественном фигурном катании еще не было прецедента, когда буквально за несколько дней до такого важного старта фигуристу удаляли бы мениск. Мы не знали, каковы будут последствия. И слава богу, что все обошлось. Уже в Загребе нам рассказали, что в такое же положение попал французский танцор Фабьен Бурза. Ему также была сделана операция на мениске, только на три дня раньше, чем Максиму. И, как видите, он тоже приехал на этот чемпионат. Катается.
Не оперироваться Максиму было нельзя, потому что боли в левом колене были нестерпимыми. На последней тренировке перед финалом Гран-при он не смог даже сделать несколько шагов на льду. Почувствовал, что в левом колене что-то затрещало. Это случилось в восемь вечера, а на следующий день в шесть утра нам нужно было вылететь в Турин. Не надо объяснять, что мы пережили. Вопрос стоял о том, смогут ли ребята вообще участвовать в этом турнире. Но решили все-таки выступать. Доктор нашей сборной тейпировал больную ногу, то есть наложил специальный пластырь на колено Максиму. Выступал Шабалин на уколах. Но итог соревнований вам известен. Ребята выиграли финал Гран-при.
-- Что представляет собой современная операция по удалению мениска?-- Это лапароскопическая операция. Убирают хрящ в колене, и все. Никакого разреза. Только несколько дырок остается в ноге. Но оперативное вмешательство было необходимо, чтобы сохранить связки, их не повредить. Так что фактически альтернативы не было.
-- В связи с недавней операцией не возникало мысли облегчить программы Оксаны и Максима?-- Да какое тут. Всю последнюю неделю перед чемпионатом ребята тренировались фактически в полную силу. Трижды прокатали произвольный и оригинальный танцы. Всего же у нас получилось две недели «чистого» катания.
-- Правильно я понимаю, что ребята поймали некую победную волну и не могли ее упустить, потому, может быть, вопреки обстоятельствам и форсировали события?-- Перед финалом Гран-при они были в очень хорошей форме. Чувствовалось, что они поймали драйв, кураж. Было обидно упускать такой шанс. Но после финала мы ни о чем таком не думали, потому что операция могла пройти по-разному. К счастью, все закончилось благополучно.
-- У Максима нет страха перед выступлением на этом чемпионате, все-таки операция, уже третья в этом сезоне?-- Чего бояться? Хуже не будет. В понедельник на тренировках он не стал тейпироваться, а во вторник доктор снова наложил пластырь, чтобы колено было как в тисках. А что касается сезона, то он действительно из-за травм Шабалина получается сложным, волнообразным. Но ребята -- молодцы. Справляются. Да и потом, возможно, такие перерывы имеют и свои плюсы. Оксана и Макс выходят на лед голодными, с настроением. А когда постоянно «долбишься» на тренировках, то порой получается другой, обратный эффект.
-- Каток, качество льда во Дворце спорта Загреба нареканий не вызывают?-- Каток нормальный. Тренировочный только несколько удален, надо ехать туда на автобусе. Но там у нас было всего две тренировки. Остальные будут на основном «поле». Правда, качество льда во дворце не очень. Ребята говорят, что лед жесткий, «некатучий», да я и сам это вижу. На тренировочном катке качество льда даже, на мой взгляд, получше. Но, возможно, в день соревнований все будет по-другому.
-- Какие задачи вы ставите перед своей парой на этом чемпионате?-- Задачи максимум, как всегда.
-- Если забежать вперед и предположить, что Оксана и Максим выиграют это первенство Европы, то такой результат, несомненно, даст им дополнительный импульс стремиться к тому, чтобы победить и на чемпионате мира в марте. Насколько это реально?-- Реально. Просто сейчас наш спорт стал таким, что никакой гарантии нет. Многое будет зависеть от катания, от лояльности судейской бригады.
-- А на этом чемпионате Европы судейская бригада лояльная?-- Списки судей уже обнародованы. В числе таковых имеются представители России, Украины, Польши, Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии... Главные соперники наших ребят известны, это французы Изабель Делобель и Оливье Шенфельдер. Они сильная пара. Чемпионы Европы, так что предстоит борьба.
-- Но ведь есть еще и другая российская пара, Яна Хохлова -- Сергей Новицкий. Как вы оцениваете этих фигуристов?-- Турнир покажет. Я всегда отзывался только в хорошем тоне об этом дуэте. Сильные стороны Хохловой и Новицкого -- их акробатические поддержки, которые делают их программы непохожими.
-- Вы принципиально не идете по такому же пути?-- Эти две пары, Домнина -- Шабалин, Хохлова -- Новицкий, очень разные. И каждому дуэту надо искать что-то свое, иметь собственное лицо. Кто-то делает ставку на поддержки, кто-то на дорожки шагов, хореографию. Я бы не сказал, что у Оксаны и Максима поддержки менее интересные, чем у наших коллег. Но выделять какой-то один из компонентов я бы не стал, правильнее будет сказать, что мы на все делаем упор.
-- Тем не менее сильные стороны вашей пары?-- Тренер. А если серьезно, Оксана с Максом сейчас все делают как надо. В прошлом году за те же дорожки шагов мы получали вторые уровни сложности. Да, были моменты, когда можно к чему-то придраться. Но в этом году в этом сегменте они явно прибавили. Летом была проделана большая работа. Мы серьезно проанализировали катание других пар. А что касается хореографии, то наш постановщик Сергей Петухов работает с ребятами не покладая рук, с утра и до вечера.
-- Личная жизнь ваших подопечных не отвлекает их от главного занятия? Ведь не секрет, что близким другом Оксаны является Роман Костомаров -- олимпийский чемпион, партнер Татьяны Навка.-- Нет, это их не отвлекает. У Максима тоже есть девушка. Но она не из мира фигурного катания. В Загреб на чемпионат Европы ни она, ни Рома не приехали. Роман занят на телевидении, в шоу. Но он очень болеет за Оксану, часто приходит на наши тренировки. Смотрит со стороны. Не просто дает советы, но и нередко выходит на лед, пробует, показывает какие-то элементы. Ищет вместе с нами. Ведь по фактуре эти две пары, Домнина -- Шабалин и Навка -- Костомаров, в чем-то схожи. Высокие, стройные. С той же полькой Рома много дельного подсказал. Мы его немного поэксплуатировали, попросили: «Давай, Рома, ты длинный, выйди на лед и покажи, как вы с Таней это делали».
-- Как к этому относится Шабалин?-- Нормально. Все же в плюс идет. Смотрит. Впитывает. Нет, у них с Романом нет чувства зависти или соперничества. Они очень дружны.
-- Еще один вопрос не совсем по теме. Общаетесь ли вы со своим прежним учеником Максимом Ставийским и что вам известно по его делу?-- Я звонил ему не так давно, поздравлял с Рождеством. По поводу его судебных дел мы не говорили. Но насколько я знаю от Оксаны, суд, говорят, перенесли. Ситуация сложная -- в результате аварии один человек погиб, вторая девушка вышла из комы, но до сих пор не пришла в сознание. Насколько я понял из разговоров, по болгарским законам, если семья согласна, то есть вариант возместить родственникам пострадавших в этой аварии материальный ущерб. Сумма значительная. Но пока никакой точной информацией по этому поводу я не располагаю.