|
|
N°25, 12 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Задирать» цены не будем
Владимир Путин предлагает американцам ездить на русском бензине
Возможность поставок российской нефти в США стала самой модной темой в отношениях двух стран. В опубликованном вчера интервью Владимира Путина американской газете Wall Street Journal президент назвал Россию наиболее привлекательным партнером как поставщика углеводородов для развитых стран Запада, в том числе для США.
Впервые тема нефтяного сотрудничества со Штатами возникла после встречи Михаила Касьянова с Джорджем Бушем две недели назад. После этого о российской нефти вдруг заговорили как о главной альтернативе поставкам из проблемных стран Персидского залива. США являются крупнейшим импортером нефти в мире, и обеспечение стабильных поставок сырья представляет собой одну из главных проблем национальной безопасности этой страны.
Российские нефтяные компании пока относятся к высказанным идеям скептически. «Интеграции экономик России и США мешают огромные расстояния, которые нас разделяют, и связанные с ними высокие транспортные расходы. Поэтому экономически эффективно продавать нефть в США можно только при высоких ценах на нефть -- более 25 долл. за баррель, -- считает Михаил Ходорковский, глава ЮКОСа, второй по величине нефтяной компании страны. -- В этом смысле США могут рассматривать Россию только как запасного поставщика, который может сбить высокие цены на нефть из Персидского залива».
Именно это альтернативное значение подчеркнул в своем вчерашнем интервью и Владимир Путин: «Россия сегодня все больше и больше стабилизируется, а традиционные источники минерального, прежде всего углеводородного сырья на Ближнем Востоке находятся все-таки в зоне международных конфликтов».
Однако президент назвал оптимальным коридор цен на нефть «от 20 до 25 долл. за баррель». «Мы не заинтересованы в чрезмерном «задирании» цен на нефть, -- сказал он. -- Чрезмерное повышение цен, тем более если это будет продолжаться длительный период времени, может привести к определенным проблемам в российской экономике».
Так что перспектив для немедленного роста поставок нефти из России в США немного. Первые реальные проекты должна будет рассмотреть только что созданная специальная российско-американская межправительственная комиссия по сотрудничеству в сфере энергетики. По словам министра энергетики Игоря Юсуфова, эта комиссия займется проектами в сфере экологии, использования в России передовых американских технологий, в частности в области энергосбережения, а также проектами инвестиций американских компаний в Россию, прежде всего на Сахалин, и российских компаний в США (ЛУКОЙЛ, «Стройтрансгаз»). Американцев в комиссии представляет советник министра энергетики Вики Бейли, а россиян -- замминистра энергетики Олег Гордеев. Кроме того, в начале мая Россия впервые примет участие во встрече министров энергетики стран «большой восьмерки» в Вашингтоне, где также могут обсуждаться вопросы двустороннего сотрудничества с США.
По мнению экспертов, постоянные поставки нефти из России в США могут начаться с появлением глубоководных портов, способных принимать танкеры крупного размера (емкости около 300 тыс. т нефти). В прошлом году первый такой терминал был открыт в Новороссийске Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК). Акционеры КТК, в том числе американская Chevron и российский ЛУКОЙЛ, ведут переговоры с Турцией с целью получить разрешение на проход крупных танкеров через Босфор. Через КТК в Америку может поступать и российская нефть.
Еще один проект -- соединение российских нефтепроводов с хорватским глубоководным портом Омишаль -- уже несколько лет вынашивают «Транснефть» и ЮКОС. Единственным препятствием остается нежелание Украины снизить тариф на транспортировку российской нефти до Омишаля.
В более отдаленной перспективе (через два-три года) поставки нефти в США могут начаться с Дальнего Востока, если «Транснефть» сумеет построить нефтепровод, соединяющий регионы нефтедобычи в Западной Сибири и порт Находка, а также если начнут реально работать проекты по добыче нефти на Сахалине. Еще один «маршрут будущего» развивает ЛУКОЙЛ -- поставки нефти в США по Северному морскому пути.
Для всех очевидно неизбежное столкновение стран Персидского залива, объединенных в Организацию стран -- экспортеров нефти, и России в борьбе за рынок США. «В конкурентной борьбе перспективы Саудовской Аравии выглядят гораздо лучше, чем у России, где добыча нефти стоит дороже, а транспортные расходы выше, поэтому Россия не должна себя позиционировать так, чтобы нас разводили», -- считает президент третьей по величине нефтяной компании страны -- ТНК -- Семен Кукес.
Пока мы и не идем на конфронтацию с арабами. «Мы сотрудничали и намерены сотрудничать с ОПЕК, -- сказал во вчерашнем интервью Владимир Путин. -- При этом мы собираемся сохранить свою самостоятельность, проводить свою собственную политику. Степень зависимости от энергетики у нас не такая, как в странах ОПЕК, это и позволяет нам проводить независимую политику. Мы тем не менее намерены наши усилия с ОПЕК координировать».
Тем самым Россия предлагает сейчас свою дружбу и ОПЕК, и США, и остается только подождать пару лет, чтобы увидеть, с кем нам действительно по пути. Российское Минэнерго со своей стороны планирует в этом году подготовить доктрины внешнеэкономической деятельности в топливно-энергетическом комплексе.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ