Время новостей
     N°25, 12 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2002
Масляные реки, майонезные берега
Маслоэкстракционный завод «Юга Руси» стал крупнейшим в Европе
Ростовский агросоюз «Юг Руси» запустил вчера вторую очередь завода по производству бутилированного растительного масла и новый цех по выпуску майонеза. Потратив 23 млн евро, «Юг Руси» со своим брендом «Золотая семечка» теперь претендует уже на 50% российского рынка рафинированного масла в бутылках и на 5% отечественного рынка майонеза.

Чтобы загрузить увеличившиеся мощности, «Югу Руси», который еще три года назад был крупнейшим экспортером российского подсолнечника, сейчас этот самый подсолнечник придется закупать за рубежом. Впрочем, по мнению полпреда президента в Южном федеральном округе Виктора Казанцева, перерезавшего вчера ленточку в новых цехах «Юга Руси», пусть лучше Россия импортирует «семечку», чем завозит бутылки с импортным подсолнечным маслом. «Еще недавно наша страна ежегодно теряла до 200 млрд рублей на том, что продавала значительную часть своего урожая подсолнечника за рубеж, а потом ввозила свой же урожай, но уже переработанный в масло, обратно, -- говорит г-н Казанцев. -- Поэтому переработка сельхозпродукции для нас сегодня приоритетная отрасль».

Неурожай прошлого года, по словам президента «Юга Руси» Сергея Кислова, действительно заставляет его компанию сегодня закупать «семечку» и сырое масло за рубежом. Пытается «Юг Руси» скупить остатки подсолнечника и в России. В частности, как заявили газете «Время новостей» его представители, агросоюз сейчас закупает «семечку» по рекордной для России цене -- 10 рублей за килограмм (в сентябре за подсолнечник давали 5 рублей).

Мощности ростовской компании позволяют уже сегодня переработать примерно 12--13% всей выращиваемой в стране «семечки». А к июню, говорит директор ООО «Юг Руси» Владимир Бадах, перерабатывающий потенциал ростовского маслоэкстракционного завода станет еще выше: только бутылочного масла будет выпускаться 23 млн бутылок в месяц, что составляет примерно 50% нынешней емкости российского рынка (пока «Югу Руси» и его «Золотой семечке» принадлежит около 30% отечественного рынка бутилированного масла).

Спрос на сырье растет и со стороны конкурентов «Юга Руси». Скажем, соседняя с ним компания «Астон» собирается построить свой собственный маслоэкстракционный завод (МЭЗ), вполне сопоставимый по мощности с МЭЗом Сергея Кислова. Поэтому в нынешнем сельхозсезоне «Юг Руси» намерен вложить существенные средства в производство сырья. В частности, агросоюз предложил всем российским хозяйствам выращивать подсолнечник на принципах долевого участия: ростовский агросоюз готов вложиться деньгами, техникой, удобрениями, чтобы затем уже осенью получить свою долю натурой, а кроме того, выкупить и весь урожай своих партнеров по «среднемаксимальной» цене рынка.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону