|
|
N°6, 22 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
РЖД победила группу Бен-Ладена
Российские железнодорожники выиграли саудовский тендер
Президент «Российских железных дорог» (РЖД) Владимир Якунин сообщил вчера, что его компания получила приглашение на предконтрактные переговоры от организаторов тендера по модернизации железнодорожной сети Саудовской Аравии. Предложение РЖД по одной из четырех частей этой программы (известной под общим названием «Север--Юг») признано лучшим, сказал г-н Якунин. Эта часть предусматривает строительство железной дороги от города Аз-Забира в северной части королевства (там находится крупное месторождение бокситов) до столицы страны Эр-Риада. Длина главных путей на этом участке составит 470 км. А всего вместе с технологическими ответвлениями предстоит проложить 520 км рельсового пути. Стоимость этого контракта г-н Якунин оценил в 800 млн долларов.
До сих пор саудовские железные дороги состоят практически из одного направления -- от Эр-Риада на восток до порта Даммам общей длиной 570 км. В 2005 году королевское правительство решило связать железной дорогой центральные и северные районы страны, а также порты на побережье Красного моря. Одна из основных задач проекта «Север--Юг» -- облегчить доставку фосфатов и бокситов, добытых на северных месторождениях, к портам. Общая стоимость проекта превысит 2 млрд долл. Когда строительство завершится (а это ожидается в 2010--2011 годах), длина железнодорожной сети королевства достигнет 2400 км.
Этот проект был разделен по географическому принципу на четыре части, каждую из которых саудовские власти в 2006 году выставили на отдельный тендер. Так называемая «фаза А» -- это будущая 650-километровая трасса из Аз-Забира в Рас-Аззавр, предназначенная для транспортировки бокситов. «Фаза В» длиной 782 км должна быть проложена из Аз-Забира в Аль-Халамид, по ней также будут возить минеральное сырье. «Фаза C» -- это та самая дорога из Аз-Забира в Эр-Риад, которую решено доверить российским строителям. «Фаза D» протянется примерно на 440 км от узла Аль-Халамид до границы с Иорданией на севере.
Заявки на участие в этих тендерах подали в общей сложности 28 компаний и консорциумов, из которых после предварительного отбора остались 18. Среди них фигурировала и Saudi Binladin Group, основанная отцом знаменитого террориста. Кстати, только РЖД и Saudi Binladin Group выступали на тендере самостоятельно. Все остальные претенденты подали свои заявки от имени консорциумов, включающих по несколько участников. Одних только объединений, возглавляемых китайскими фирмами, к тендеру было допущено пять. Кроме того, в борьбе участвовали четыре консорциума под руководством местных, саудовских, предпринимателей (это не считая Binladin Group), еще несколько европейских и азиатских стран были представлены одним консорциумом каждая.
Saudi Binladin Group претендовала, в частности, и на контракт по дороге Аз-Забира -- Эр-Риад (это единственный участок проекта, предназначенный для пассажирских перевозок, остальные дороги, спроектированные в рамках программы «Север-Юг», сориентированы на перевозку полезных ископаемых). Учитывая прочные исторические связи Binladin Group с саудовской королевской семьей, шансы этой компании выиграть тендер оценивались очень высоко. Для РЖД, наоборот, естественным препятствием были как отсутствие собственного опыта работы в Саудовской Аравии, так и общий низкий уровень экономических связей королевства с Россией.
Тем не менее тендерная комиссия высказалась в пользу российского предложения. Финансовые предложения участников рассматривались в два этапа: сначала в ноябре 2007 года, затем -- в начале января 2008 года. «Предложение РЖД было объявлено лучшим», -- сообщил г-н Якунин. Он также отметил, что техническая сторона поданного предложения российской компании также была признана одной из лучших. Помимо собственно путей подготовленный проект предусматривает строительство на этом участке 26 железнодорожных и автодорожных путепроводов, восьми железнодорожных мостов, а также, отдавая дань местной специфике, -- 20 верблюдопереходов.
Михаил КУКУШКИН