|
|
N°25, 12 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цистерна идет в Европу
Каспийскую нефть смогут транспортировать по железной дороге
На минувшей неделе в Анкаре успешно завершились переговоры между Турцией, Азербайджаном и Грузией о строительстве железной дороги из турецкого Карса в грузинский Ахалкалаки. 127-километровый участок соединит Турцию с действующей закавказской железнодорожной магистралью. Инициаторы проекта сравнивают новую дорогу по значимости с проектами двух экспортных трубопроводов: нефтяного Баку--Тбилиси--Джейхан и газового Баку--Тбилиси--Эрзерум.
В Баку этот проект вызывает особый энтузиазм, поскольку позволяет изолировать Армению. Накануне переговоров Анкара заявила, что не намерена использовать при транспортировке грузов в Грузию и Азербайджан и в обратном направлении существующую железную дорогу из Эрзерума до армянского Гюмри. Поскольку Армения и Азербайджан фактически пребывают в состоянии войны, стороны не считают возможным возобновление железнодорожного сообщения по маршруту Баку--Нахичевань--Ереван, а тем более продолжение этого маршрута в Турцию.
Маршрут Карс--Ахалкалаки фактически заменит ныне бездействующий маршрут Гюмри--Карс -- единственную железнодорожную ветку, по которой бывшие республики СССР осуществляли сообщение с Турцией. Когда проект будет реализован, любая страна Каспийского региона сможет наладить перевозку грузов и пассажиров прямым маршрутом из Баку через Турцию в необходимый пункт назначения в Европе. Расчеты показывают, что в ближайшие годы после пуска новой железной дороги в эксплуатацию грузооборот может достичь от одного до трех миллиардов долларов. Грузы, в том числе цистерны и железнодорожные платформы, перевозимые сегодня паромом по маршруту Актау--Баку, из Баку могут следовать по железной дороге в Турцию и далее в Европу. Упор делается на нефтепродукты, так как европейские трейдеры не всегда заинтересованы закупать большие объемы нефтепродуктов в грузинских портах Батуми и Поти, выгоднее малые порции, перевозимые в цистернах. А трейдеры на Каспии выгадают на том, что им не придется доставлять нефтепродукты из Средней и Центральной Азии танкерами в Баку и цистернами вывозить в грузинские порты. Экономия очевидная, да и времени бестанкерная перевалка займет значительно меньше.
Железнодорожники всерьез говорят о том, что через пару лет можно будет формировать пассажирские составы прямого назначения, скажем из Баку в Париж или Лиссабон, Рим и Анкару. Предполагается, что к этому маршруту со временем могут присоединиться Иран и другие ближневосточные государства.
Новый проект, отметил вице-премьер Азербайджана Абид Шарифов, открыт для всех государств. Баку считает, что участие России в новой транспортной магистрали откроет новые перспективы в экономическом сотрудничестве государств Азии и Европы.
Ариф УСЕЙНОВ, Баку