Политики, социологи и экономисты все еще
обсуждают итоги прошедшего года в развитии страны. Основной хор выступающих, особенно официальных представителей властей, отмечает убедительный рост ВВП (более 7%), существенный рост российских и рекордный приток зарубежных инвестиций, увеличение золотого запаса и размера стабфонда, другие положительные изменения. И это правда. Но, как известно, официальная «средняя» инфляция составила по итогам года 11,9%, что в полтора раза выше запланированной. И это тоже правда. Т.е., с одной стороны, впечатляющий рост или перелом негативных тенденций по макропоказателям, которые прямого отношения к населению не имеют, а с другой стороны, существенный рост инфляции, которая к этому самому населению имеет самое непосредственное отношение.
При этом даже правительство в конце 2007 года признало, что за счет роста стоимости продуктов питания, коммунальных и других услуг, транспорта и т.д. так называемая личная (точнее, потребительская) инфляция для подавляющей доли населения страны с доходом до 24--25 тыс. руб. в месяц составила 25--30%. Ведь обычный служащий, пенсионер, врач, военный, учитель не покупают промышленные продукты нефтехимии и машиностроения, трубы, домны, танки, линии электропередачи и т.д. Эти люди тратят свой заработок на коммунальные платежи, продукты питания, одежду, обычные услуги. А здесь рост цен очень высокий. И административные меры по их удержанию по отдельным продуктам питания, например, дают временный эффект максимум на три-четыре месяца. Рынок и цены командам чиновников не подчиняются. Это факт, закон, неизбежность. Поэтому и нельзя созданную вертикаль власти применять для управления экономикой.
Сейчас идет довольно много дискуссий на тему, что необходимо срочно предпринимать для перелома ситуации с инфляцией. С 1 февраля повышаются зарплаты военнослужащим и бюджетникам на 18 и 14% соответственно. Это выше средней, но ниже личной инфляции. То есть это правильно, но по существу недостаточно. Хотя и выглядит впечатляюще. А с учетом роста услуг ЖКХ, цен на газ и электроэнергию и продолжающегося роста цен на бензин и потребительские нефтепродукты уже с начала 2008 года этого тем более недостаточно для роста реальных доходов населения.
Говорят, реальные доходы в стране растут, это слова руководителей страны и статистиков. Но мне, как экономисту, непонятно, как же они могут расти при опережающем росте инфляции над доходами подавляющей доли населения. Вот для 3--5% населения реальные доходы растут -- в это я верю. Это те, кто получают ежемесячно миллион рублей и больше. И они, кстати, продолжают со своих доходов платить те же 13% подоходного налога. А правительство, которое не может обеспечить рост нормального уровня жизни большинства населения, считает такой порядок их налогообложения нормальным и справедливым. Богатейшая в мире по ресурсам страна никак не выберется по всем основным показателям качества и уровня жизни основного населения из глубокой ямы -- Россия по этим показателям далеко позади большинства стран мира, во второй сотне по списку.
Не вдаваясь в нюансы анализа факторов, разгоняющих высокую инфляцию, а также самих действий правительства по ее обузданию, остановимся только на самом главном, что уже очевидно для большинства экспертов, специалистов, да и для многих ответственных общественных деятелей и политиков. Главная проблема страны -- в монополизации экономики, а также в административном контроле и произволе по отношению к бизнесу. Именно государственно-монополистический механизм российской экономики входит в противоречие с рыночными законами конкуренции и конкурентного ценообразования. Именно в этом -- главная причина растущей инфляции и неэффективного развития экономики, которая в условиях монопольного контроля на рынке «не нуждается» в инновациях и снижении издержек производства.
При этом ключевые чиновники всех и разных уровней государственного управления считают себя вправе контролировать и направлять уже любой бизнес. В зависимости от его величины практически у любого российского бизнеса свои чиновники-«кураторы» на разных уровнях власти. Административная зависимость российского бизнеса уже переходит все разумные рамки. Это создает не просто недоверие, а произвол. В свою очередь и бизнес в таких условиях использует разных чиновников друг против друга в решении своих проблем, что усиливает и внутривластные конфликты.
Долго продолжаться так не может. Впереди -- дальнейший рост инфляции, основанный в основном на монополизме (олигополизме) производителей, и тяжелейшие конфликты «по понятиям», поскольку арбитра в лице независимого правосудия, к сожалению, не существует. Суды и арбитражи крепко встроены в административную вертикаль.
К сожалению, период недоверия и подозрения между бизнесом и властью уже закончился. Наступил период вертикального управления бизнесом. Неумолимые рыночные законы обязательно еще более решительно среагируют на произвольное вмешательство государства, и нарушение основ конкуренции аукнется самым серьезным образом.
Как тут не вспомнить о понятии административной системы, введенном в анализ и описание экономики Советского Союза известным ученым и общественным деятелем Гавриилом Поповым в 80-е годы прошлого века. Перед нами сегодня фактически та же неэффективная административная система, только она теперь сковала по рукам и ногам рыночную экономику страны, нагнула всех без исключения предпринимателей, которые в открытую боятся уже ей противостоять, хотя и пытаются как-то сопротивляться, отстаивать свои права через общественные объединения бизнеса -- РСПП, «Деловую Россию» и ОПОРУ, а также антимонопольные службы правительства. Хотя есть и такие, которые, наоборот, используют свое монопольное положение, поддерживаемое по очевидным причинам бюрократией, для борьбы со своими оставшимися конкурентами, захвата все больших активов и неминуемого повышения цен на свою продукцию.
В полной мере это касается и государственных компаний. Не надо только их путать с активно создаваемыми на протяжении всего прошедшего года «государственными корпорациями», которые в соответствии с законом являются, безусловно, псевдокорпорациями, поскольку они создаются в форме НКО. Но это вообще отдельная тема для анализа и обсуждения. Отметим только, что туда уже направлены и будут направлены огромные бюджетные ресурсы, эффективность использования которых -- большая проблема. А это еще один фактор роста инфляции.
Административная система препятствует и развитию инновационной экономики. Во всех успешных странах мира основной движущей силой в этой области является малый и средний бизнес. Именно через эффективные предпринимательские структуры инновации проходят путь от научных исследований до опытных образцов и серий. А затем они либо патентуются и далее через продажу патента распространяются в экономике страны и за рубежом, либо продаются на очень выгодных для малого бизнеса условиях крупным компаниям, которые их доводят до серийного производства. В нашей стране все ровно наоборот -- новые технологии предполагается развивать и внедрять сверху, через крупные компании и уже упоминавшиеся выше «государственные корпорации». Похоже, что мы вновь изобретаем очередной российский велосипед -- неэффективный, зато очень удобный и доходный для нашего «высокотехнологичного» чиновничества.
Выход только один -- демонополизация и существенное разгосударствление экономики (за исключением небольшого числа военно-стратегических отраслей), а также восстановление нормальной рыночной экономики, когда свободные российские деньги (а их много, и они «давят» на потребительский рынок) захотят работать и в высокотехнологичных новых отраслях, и в сельском хозяйстве, и в малой газо- и нефтедобыче, и в сфере услуг для населения и бизнеса.
Основной вывод из вышеизложенного можно сформулировать в форме лаконичного определения, которое при определенных благоприятных обстоятельствах может стать и так называемой национальной идеей, которую никак не могут сформулировать сторонники «суверенной демократии», а проще говоря, административной системы. Наша национальная цель и одновременно средство развития -- «независимый, устойчивый и социально ответственный бизнес на благо государства и всех его граждан». Только он при эффективной поддержке со стороны прогрессивного руководства страны позволит нам сделать решающий рывок и реальный прорыв в XXI век -- век информационных технологий, инновационной экономики и социально ответственного бизнеса.
Не надо иллюзий -- «ручной режим» управления экономикой страны невозможен. Более того, он опасен, т.к. реагирует на возникающие проблемы, а не на их упреждение. Нужна ясная и конкретизированная по основным показателям социально-экономическая стратегия, нужны стимулы участия в ее реализации для бизнеса, а также ясные и неизменные «правила игры» на согласованный обозримый период.