Россия и Польша пытаются решить проблемы виз и судоходства для Калининградской области
Накануне намеченного на 8 февраля
визита в Москву премьер-министра Польши Дональда Туска в МИД РФ пройдут консультации с польскими дипломатами по ряду проблем Калининградской области, требующих выработки совместных решений. По информации «Времени новостей» встреча на уровне глав консульских департаментов внешнеполитических ведомств двух стран состоится 28 января. Среди тем, которые там предполагается затронуть, -- введение
визовых послаблений для жителей приграничных территорий Калининградской области и открытие судоходства по Калининградскому (Вислинскому) заливу.
Г-н Туск, став премьер министром, сделал несколько вполне конкретных заявлений о том, что не намерен следовать политике, которую в отношении Москвы активно реализовывал тандем братьев Качиньских. В конце 2007 года
была поставлена точка в долгом мясном конфликте -- Польше наконец разрешили ввозить ее животноводческую продукцию в Россию. Соответствующий меморандум был подписан именно в Калининградской области. Учитывая, что в российско-польских отношениях Калининград занимает немалое место, это было сделано, пожалуй, не случайно.
По сведениям «Времени новостей», на межмидовских консультациях российская сторона намерена предложить польским коллегам обсудить разработанный нашими экспертами проект соглашения о льготном визовом режиме для жителей приграничных территорий. Эта тема появилась в политической повестке после вступившего в силу в июне 2007 года Соглашения РФ--ЕС об упрощении визовых процедур для граждан обеих сторон. Согласно документу, для жителей РФ плата за визу в любую страну ЕС снизилась с 60 до 35 евро, ряду категорий разрешили оформлять их по упрощенным правилам, появились иные преференции. Однако для Калининградской области соглашение принесло не упрощение, а усложнение. Еще до того, как Литва и Польша (самый западный российский регион окружен этими странами, не имея границ с РФ) вступили в Шенген, их визы перестали быть для калининградцев доступными, как прежде. Раньше многократную долгосрочную польскую или литовскую визу можно было оформить буквально за день, не платя при этом ни копейки. Это была своего рода «конфетка» для калининградцев, призванная подсластить их оторванность от основной территории страны. Однако уже более полугода Калининградская область сидит без "сладкого".
По данным регионального правительства, за это время существенно упал объем приграничного туризма. Местные туркомпании (а с ними и областная казна) несут большие потери, так как люди не хотят платить по 35 евро за то, чтобы на день-два съездить, например, в польский аквапарк в Миколайках. Считают убытки и сами поляки с литовцами, ведь именно россияне считались их основными клиентами. Количество калининградцев, отдохнувших в минувшем году в Польше или Литве, снизилось на 30 и 20% соответственно.
Эта проблема обсуждалась осенью 2007 года на встрече в Калининграде помощника президента РФ по развитию отношений с Евросоюзом Сергея Ястржембского с комиссаром ЕС по внешней политике Бенитой Ферреро-Вальднер. Тогда оба высокопоставленных переговорщика заявили, что визовые трудности, которые испытывают калининградцы, должны быть решены. Г-жа Ферреро-Вальднер сообщила, что Брюссель не возражает против заключения Москвой соответствующих двусторонних соглашений с Вильнюсом и Варшавой.
С литовской стороной переговоры сдвинулись с мертвой точки. Ряд официальных лиц (в том числе и глава МИД Литвы Пятрас Вайтекунас) заявили, что для жителей приграничных территорий с обеих сторон визовые послабления необходимы. Визы следует заменить спецпропусками, которые долговечнее, дешевле, да и оформить их проще. С польской стороны схожие заявления последовали гораздо позже -- лишь в конце декабря 2007 года.
Теперь этот вопрос планируется рассмотреть уже на официальном уровне. По общему правилу, установленному шенгенским законодательством, преференции для жителей приграничья могут быть введены, но на территории не более 30 км. Российская сторона настаивает на углублении этой зоны до 50 км. В таком случае в зону визового благоприятствования может попасть и Калининград, в котором проживает половина населения региона, почти 450 тыс. человек.
Впрочем, есть и иные варианты. Как заявил недавно г-н Ястржембский, их реализация зависит лишь от соответствующего желания сторон. «Нам хотелось бы в рамках шенгенских договоренностей, а такие возможности есть, найти дополнительные ресурсы для жителей приграничной зоны», -- сказал он и в качестве примера привел Хорватию. Эта страна не входит в ЕС, однако ее граждане вправе посещать без виз Словению, с которой она граничит. «Какие-то возможности есть. Здесь вопрос в желании сторон найти такие решения», -- заметил г-н Ястржембский.
Есть желание найти решение и в вопросе с открытием судоходства по Калининградскому (Вислинскому) заливу. Но нет результата. Несколько лет назад иностранным судам было запрещено приходить в Калининград по заливу. Одна из главных причин -- отсутствие современного законодательства, которое регулировало бы судоходство в этой приграничной акватории (до сих пор приходится ориентироваться на требования устаревших документов 60-х годов прошлого века). Кроме того, Польша выступает за то, чтобы по заливу на российскую его часть свободно могли бы заходить суда под флагами третьих стран, против чего РФ, считающая Калининградскую область военно-стратегическим регионом, возражает.
В 2006 году региональное правительство официально заявило, что в ближайшее время проблема судоходства по Калининградскому (Вислинскому) заливу будет решена. Тогда областные чиновники рассказали, что российско-польское соглашение по заливу еще не готово, зато практически согласована нота, которую МИД РФ планирует направить в Варшаву. В этой ноте будет расписан порядок судоходства до 2010 года. Однако областные эксперты поспешили -- ни ноты, ни соглашения не последовало до сих пор.
Между тем к организации туристических поездок по Калининградскому (Вислинскому) заливу проявляют интерес европейские туроператоры -- не только сами поляки, но и немцы. Причем акцент делается на состоятельных путешественников, например на владельцев собственных яхт. В одной только Польше около 40 тыс. собственников этих элегантных парусников. Кроме того, открытый залив мог бы существенно разгрузить калининградско-польские погранпереходы, позволив, например, из Балтийска приплыть прямо в Эльблонг примерно за два часа (и главное -- без пробок на границе).
В начале 2007 года весть о скором открытии судоходства вновь появилась в регионе. На этот раз ее озвучило руководство Калининградской областной думы, получив соответствующее письмо из МИД РФ. В письме было указано, что открыть залив можно уже к началу ближайшей навигации (то есть к марту 2007 года). В польском генконсульстве в Калининграде ожидали, что это случится чуть позже -- к маю. Ошиблись и те и другие. До сих пор Калининградская область с ее системой внутренних вод и красивыми местами вокруг закрыта.
Прецедент был создан в конце 2007 года, когда Россия подписала с Литвой межправительственное соглашение об открытии судоходства по Куршскому заливу. Теперь можно готовить аналогичный документ и с поляками. А пауза была взята, видимо, не случайно, вопрос просто отложили до удобного момента. Ведь подготовка соглашения по Калининградскому (Вислинскому) заливу, равно как и визовая тема, будут так уместно дополнять грядущий
визит в Москву г-на Туска.