Кандидат в президенты Дмитрий Медведев предложил вчера аппаратное решение, позволяющее сгладить конфликтную ситуацию в руководстве «Росприроднадзора», и заодно обеспечил себе как минимум несколько десятков тысяч дополнительных голосов избирателей. На совещании действующего главы государства с членами правительства первый вице-премьер заявил, что считает целесообразным воссоздать в России единый орган по экологическому контролю, передав ему функции, распределенные сейчас между несколькими министерствами и ведомствами. «У нас большое количество структур с близкой компетенцией, но с точки зрения будущего надо определиться, кто будет все-таки профильным центральным органом по вопросам экологии», -- сказал г-н Медведев, тем самым существенно подняв свой рейтинг в глазах российских «зеленых». Представители природоохранной общественности в целом положительно встретили эту инициативу, однако в одобрительных комментариях все же присутствуют нотки настороженности, ведь пока неясно, в каком именно статусе будет создано экологическое ведомство и кто в конечном итоге его возглавит.
Возможно, ответы на эти вопросы появятся еще до конца месяца -- на одном из ближайших заседаний Совета безопасности РФ будут обсуждаться проблемы экологии, и вполне вероятно, в качестве рекомендаций будет оформлено и предложение по созданию единого природоохранного ведомства. Ранее о возможности «реанимации» органа, упраздненного еще летом 2000 года, заявляли в общих чертах и руководитель Минприроды Юрий Трутнев, и замглавы «Росприроднадзора» Олег Митволь. Вчерашнее же предложение г-на Медведева появилось в том числе и под впечатлением от недавней поездки по Челябинской области -- один из самых экологически неблагополучных регионов России. Знакомство с «наследством» советского мирного атома, оставившего в области неизгладимый радиационный след, и достижениями современных российских металлургических предприятий подвело первого вице-премьера к выводу о том, что «ситуация в экологической сфере требует контроля, несмотря на усилия и вложения, которые делаются собственниками».
То, как контроль исполнения природоохранного законодательства ведется в России сейчас, похоже, не устраивает не только правительство и «зеленых», но и самих контролеров.
Отставка главы «Росприроднадзора» Сергея Сая и демарш его заместителя Олега Митволя, попытавшегося публичным заявлением об увольнении предотвратить назначение на пост руководителя этой федеральной службы советника главы Совета Федерации Владимира Кириллова, наглядно продемонстрировали, что единства мнений не наблюдается даже в коридорах самого ведомства. При этом и без того невысокий у «зеленых» авторитет «Росприроднадзора», подотчетного Минприроды -- ведомству по освоению ресурсов, -- после такой череды скандалов мог и вовсе опуститься до нулевой отметки.
Слов же Дмитрия Медведева и просачивающейся из Белого дома информации о том, что экологический контроль будет возложен на новый госкомитет, объединяющий функции «Росприроднадзора» и «Ростехнадзора», не подчиняющийся Минприроды, а подведомственный непосредственно премьеру, оказалось достаточно, чтобы природоохранная общественность вздохнула с облегчением.
«Мы добивались этого семь лет,
с момента упразднения Госкомэкологии, -- сказал «Времени новостей» сопредседатель Социально-экологического союза Святослав Забелин. -- И, естественно, не можем отрицательно относиться к тому, что кандидат в президенты обещает восстановить экологическое ведомство, упраздненное президентом нынешним». Оптимизм защитникам природы внушает и тот факт, что сегодня желания власти и «зеленых» наконец-то совпали. Все предыдущие годы обращения независимых экологов, по сути, властью игнорировались (
Байкал, от которого глава государства лично «отодвинул» трубу нефтепровода, -- редкое, а потому и запомнившееся всем исключение), а попытка инициировать референдум
по судьбе Госкомэкологии была пресечена на уровне ЦИК, усомнившегося в истинности собранных подписей. Сейчас явно воодушевленный г-н Забелин полагает, что правильнее было бы наделить орган экологического контроля министерским статусом и подчинить напрямую президенту.
В свою очередь директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков не склонен углубляться в тонкости российской административной системы и выискивать там место для нового ведомства. По его мнению, главное -- это четкое разделение функций между органом исполнительной власти, занимающимся эффективным освоением природных ресурсов, и органом экологического контроля. «Орган контроля не должен иметь никакого отношения к оценке месторождений, выдаче лицензий и к прочей хозяйственной деятельности, -- пояснил он «Времени новостей». -- Единственная деятельность, которое ведомство должно заниматься, -- это проведение природоохранных мероприятий». Если это условие будет соблюдено и если в России будет восстановлен полноценный институт экологической экспертизы всех экономических проектов, то инициативу Дмитрия Медведева можно только приветствовать, считает представитель «Гринпис».
Эксперты отмечают, что независимое от Минприроды ведомство экологического контроля получит и определенный политический вес в стране, экономика которой по-прежнему базируется на эксплуатации природных ресурсов. Как напомнил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» президент Института энергетической политики Владимир Милов, до упразднения в 2000 году Госкомэкология под руководством Виктора Данилова-Данильяна играла весомую роль при принятии крупных инфраструктурных решений. В последние восемь лет, отмечает г-н Милов, говорить о том, что «Росприроднадзор» и «Ростехнадзор» имеют политический вес, не приходится -- «они выполняют технические функции и не являются регуляторами в сфере экологии». В то же время с появлением Госкомэкологии, считает эксперт, придется корректировать инфраструктурную политику страны. «Придется пересматривать параметры газопровода в Китай, стратегию строительства атомных электростанций, стратегию перевода электростанций с газа на уголь. Балтика не должна больше рассматриваться как нефтеперевалочный хаб, быть «экспортными воротами» России, проекты строительства Богучанской и Эвенкийской ГЭС должны быть существенно переработаны, так как весьма велика зона затопления, -- полагает г-н Милов. -- То есть экологические проблемы должны получить влияние в политике». В связи с тем, что государство вряд ли будет пересматривать все эти проекты, считает г-н Милов, есть большие сомнения в том, что Госкомэкология будет иметь весомый статус.
Иван Блоков из «Гринпис» полагает, что добиться влияния и получить поддержку природоохранной общественности на посту главы ведомства может лишь «адекватный человек, за действиями которого не проглядываются всякий раз интересы различных промышленных или финансовых структур». Другие эксперты отмечают, что самопиар руководителя и показные разовые акции по защите отдельно взятой речки или леса тоже не должны быть приоритетным направлением деятельности госкомитета по экологии. Но все представители природоохранной общественности сходятся во мнении, что фигура Владимира Кириллова, которому до вчерашнего дня пророчили начальственное кресло, является, мягко говоря, спорной. «В целом положительное впечатление от намерений правительства портится слухами о кандидатуре возможного руководителя экологического ведомства, -- говорит Святослав Забелин. -- Никто не поймет, если им станет чиновник, которому прокуратурой Ленинградской области неоднократно предъявлялись претензии по поводу нарушения природоохранного законодательства».
«Гринпис» России лишь второй раз в своей истории выступает против назначения конкретного чиновника», -- отмечает г-н Блоков. Первым «персональным противником» «зеленых» был бывший министр атомной промышленности Евгений Адамов.