Время новостей
     N°7, 23 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2008
Своими словами
Дмитрий Медведев выступил на Гражданском форуме
Дмитрий Медведев, который в понедельник был зарегистрирован Центральной избирательной комиссией в качестве кандидата в президенты России, вчера выступил с 36-минутной речью о ценностях гражданского общества, демократии и правового государства. Выступление на проводившемся Общественной палатой Гражданском форуме стало фактически первой частью изложения кандидатом предвыборной программы. Как сообщил вчера сам г-н Медведев, в отдельном выступлении он изложит принципы долгосрочной (до 2020 года) стратегии социально-экономического развития России. Этот документ, как известно, сейчас находится на доработке в Минэкономразвития.

Таким образом, собственно предвыборную программу как концентрированный набор тезисов и установок Дмитрий Медведев на этих выборах презентовать не будет. Что с точки зрения проведения кампании, возможно, и логично. «Традиционная» программа немедленно стала бы объектом для пристального изучения и критики, а при помощи серии разнокалиберных выступлений проще вести предметный разговор о конкретных проблемах, что не может не вызвать доверия у избирателя. С долгосрочной экономической стратегией избиратель, очевидно, сможет ознакомиться уже в феврале: по данным «Времени новостей», МЭРТ в эти дни заканчивает работу над документом и отдает его на согласование заинтересованным ведомствам, а в окончательном виде он должен быть представлен в правительство 1 февраля. Таким образом, пока непонятно, когда г-н Медведев предъявит публике экономический план на три ближайшие президентские четырехлетки, но ясно, что этого не случится 29 января на съезде Ассоциации юристов России и даже на предстоящем съезде РСПП.

Выступление на Гражданском форуме г-н Медведев начал с мысли о том, что гражданское общество в России крепче, чем об этом принято думать. «Наше гражданское общество рождалось в болезненных, противоречивых событиях последних двух десятилетий. Но то, что оно сегодня является важным элементом политической жизни, -- это неоспоримый факт, -- сказал г-н Медведев. -- Более того, структурированное гражданское общество -- сейчас проходит процесс его оформления -- уже имеется. И в дальнейшем, это самое главное, должно стать итогом нашего стабильного и цивилизованного развития. Это один из самых важных выводов, сделанных в последнее время». Почему в последнее время был сделан именно такой вывод, он не пояснил. Но подчеркнул роль гражданского общества в политическом выборе России: «Говоря о роли гражданского общества в развитии российского государства, можно прямо сказать, что по сути роль гражданского общества определяющая. Мы создаем демократию. А значит, роль общества в этих процессах всепроникающа и незаменима. Она крайне значима не только для достижения поставленных экономических ориентиров, но и для реализации мер социальной политики».

Теперь на повестке дня, по словам г-на Медведева, -- «продолжение спокойного и стабильного развития»: «Необходимы просто десятилетия стабильного развития. То, чего наша страна была лишена в двадцатом столетии».

Кандидата в президенты удовлетворяют результаты реформы выборного законодательства и их влияние на качество представительной демократии в России: «Сейчас партии становятся реальной силой. Это непростой процесс. У нас есть разные примеры, тем не менее растет их влияние на региональные администрации и органы местного самоуправления. И в целом развитие партий усиливает парламентскую, представительную составляющую всей системы государственной власти, а это хорошо».

Один из главных тезисов выступления г-на Медведева оказался, мягко говоря, ненов, но абсолютно бесспорен -- особенно в контексте предвыборной кампании. «Власть существует не для себя самой, а для эффективного управления страной в интересах граждан. И именно к такой модели нам нужно стремиться. К той модели, которая, по сути, основана на общественном договоре между властью и обществом, на договоре, который создает взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом», -- сказал он. Контроль же, разумеется, должны осуществлять неправительственные организации.

К проблеме коррупции Медведев подошел как профессиональный юрист, высказавшись о правовом нигилизме россиян как о вековой проблеме. Но если в XIX веке «этот нигилизм в значительной мере смягчался религиозными традициями», то после революции «духовно-нравственная основа была практически разрушена». «И сегодня этот «дух» пренебрежения к праву присутствует везде, -- посетовал кандидат в президенты. -- Давайте вдумаемся: это происходит и на уровне бытового сознания (когда мы, даже не поморщившись, покупаем диски с пиратскими записями). И на уровне бизнеса -- когда договор, определяющий многомиллионные обязанности сторон, пишется на «бумажке» из трех пунктов, а расчеты по этому договору происходят сумками «налички». И наконец, он проявляется в более серьезных правонарушениях -- в тех преступлениях, которые совершаются, к сожалению, в большом количестве, в том числе проявляется в форме коррупции в органах власти, коррупции, которая имеет сегодня огромные масштабы и борьба с которой должна превратиться в национальную программу».

И тут же в Медведеве заговорил политик, «перехватив микрофон» у юриста: «Конечно, никакие ценностные правовые доктрины сами по себе не могут заменить реальное благополучие людей. Поэтому повторю: одним из наших ключевых приоритетов должен оставаться сам человек с его реальными заботами и нуждами. И нужно последовательно работать во всех сферах, касающихся его повседневной жизни: от безопасности до материального достатка».

Внешнеполитический блок выступления оказался довольно большим и пространным - как будто при подготовке текста решали, когда лучше высказаться по этой теме, и «пристегнули» ее к Гражданскому форуму. Г-н Медведев сказал все приличествующие его статусу слова о том, что внешняя политика должна быть прозрачной и предсказуемой, но Россия должна твердо «вести самостоятельную игру», а это «удел немногих».

«Согласитесь, последние три столетия к России относились таким образом: большие, упорные и не до конца понятные. Вроде бы хотят развиваться по тем законам, по которым развивается Европа, европейская цивилизация, но кто его знает, куда их занесет? - сказал кандидат в президенты. -- Все эти опасения сохраняются и сегодня. И мы должны продолжать открыто и четко разъяснять наши действия и планы в экономике, в социальной сфере и в политике. Находить себе все больше союзников в мире для совместного решения актуальных международных проблем».

Очевидно, что как бы ни приветствовалась всеми идея преемственности власти, г-ну Медведеву уже сейчас, на старте предвыборной кампании, нужно проявить собственное лицо. Показать, что все-таки именно он будет руководить осуществлением пресловутого «плана Путина». Показать избирателю собственное «я». Выход здесь один: излагая принципы, которые уже несколько лет декларирует Владимир Путин, делать это от своего лица и, по возможности, своими словами.

Обходиться без ссылок на высказывания Путина у Дмитрия Медведева пока не получается, хотя, безусловно, их меньше, чем в речах среднестатистического министра или депутата. Юридическое прошлое, не обремененное опытом оперативной работы в ГДР, также дает о себе знать: он более «правилен», академичен, не срывается на эмоции, для него не характерны фирменные путинские поговорки и просторечия. Впрочем, все это исключительно внешние поведенческие признаки, и неизвестно, как они впоследствии проявятся в работе на президентском посту.

Гражданский форум, который впервые проводила Общественная палата (предыдущий состоялся в 2001 году), проходил под девизом «Россия-вперед!». Лозунг был напечатан на всей официальной продукции и даже на сцене форума именно так, через дефис. С точки зрения стилистики русского языка это выглядело довольно сомнительно, хотя в масштабе построения гражданского общества в России, наверно, не очень значительно. Тем не менее, чувство стиля еще раз отказало организаторам форума, и уже в более широком смысле.

Дмитрий Медведев закрывал дообеденное заседание форума. Не считая открывавшего мероприятие академика Евгения Велихова, он выступал шестым. Конечно, организаторам, которым нужно было выбрать первую пятерку ораторов, можно только посочувствовать. Но они пошли проверенным десятилетиями партсъездов путем, выставив вперед: научного сотрудника (Елена Дьякова, возглавляющая уральское отделение Медиасоюза), молодую учительницу (Анастасия Комарова из Мурманска), офицера (Андрей Звягинцев из аварийно-спасательного отряда ВМФ), актрису (Чулпан Хаматова) и, наконец, правозащитника (директор Московского бюро по правам человека Александр Брод).

Вот и получилось, что участников Гражданского форума далеко не в первую очередь волнуют проблемы нарушения прав человека, засилья бюрократии или коррупции. Понятно, что Интернет может дать гражданскому обществу (возможность налаживания социальных связей), говорила г-жа Дьякова, и задавалась вопросом: «А что гражданское общество может дать Интернету?». Оказалось, ответом должна стать «борьба за чистый и нравственный Интернет". Г-жа Комарова рассказала, что детей нужно воспитывать и учить хорошо, чтобы они стали хорошими людьми - такими, которым не страшно было бы доверить наше будущее и будущее нашей страны. А образовательный нацпроект дал учителям, ученикам и родителям почувствовать позитивные перемены. Страстно выступавший капитан первого ранга Звягинцев сокрушался, что общество обуяло «стремление к обогащению и гламуру в худшем смысле этих слов», а служба в армии «стала неким наказанием за непоступление в институт». Он убеждал участников форума, что без патриотического воспитания молодежи, готовности людей служить Отечеству, невозможно решить задачу повышения конкурентоспособности российской экономики.

Живое сочувствие зала вызвала Чулпан Хаматова, которая вместе с актрисой Диной Корзун создала благотворительный фонд «Подари жизнь!» для помощи детям, больным раком. Как известно, две хрупкие женщины отдают много времени и сил, собирая деньги на лечение и борясь с бюрократией в здравоохранении. Актриса рассказала, что фонд уже собрал 5 млн долларов, и попросила о двух вещах - упростить режим квот на лечение детей в российских онкоцентрах и снять запрет на присутствие родителей в детской реанимации. Попросила неизвестно у кого, но это было и не так важно, потому что понятно, что Чулпан Хаматова будет и дальше добиваться этого сама, и в конце концов добьется.

Выступление Александра Брода было весьма примечательным. И символизировало собой новую тенденцию в подходе к правозащитной деятельности, которую, очевидно, двумя руками готова поддержать и власть. По крайней мере, г-н Медведев идеи г-на Брода одобрил. А заключаются они в следующем. Люди, которые в прошлом «сделали много героического», в том числе и в деле борьбы с коммунистическим режимом, не чувствуют происходящих в стране перемен. Они, считает г-н Брод, критикуют власть ради самой критики, в то время как сейчас для правозащитников -- огромное поле черновой работы: правовое консультирование граждан, участие в судах. «Возникла потребность в новой философии российской правозащиты», которая состоит в профессиональной работе «для защиты граждан, а не для борьбы с государством», уверен Александр Брод. Как известно, некоторых ведущих правозащитников, например, главу Московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву, на форум не пригласили. Но и совсем обойтись без нее не смогли. На панно в холле Манежа, где были размещены цитаты известных людей (в том числе гг. Путина и Медведева), были и ее давние слова -- о том, что Общественная палата может стать хорошим каналом общения гражданского общества и власти. Она и сейчас придерживается этой точки зрения , но признает, что у власти с палатой «нет никаких проблем».

Андрей ДЕНИСОВ
//  читайте тему  //  Выборы в России