Новым председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), куда входит и Россия, вчера на два года был избран 62-летний испанский социалист Луис Мариа де Пуч. Выходец из Каталонии, в молодые годы он боролся в Испании против режима Франко, а сейчас пишет книги на эту и другие темы европейской истории. Г-н Пуч заявил вчера «Времени новостей», что приглашает президента России Владимира Путина выступить в апреле с речью в штаб-квартире ПАСЕ в Страсбурге. Ранее такое же приглашение российскому президенту направил предыдущий председатель организации голландец Рене ван дер Линден.
О том, какие отношения складываются у России с остальными 46 членами Совета Европы, обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказал в Страсбурге председатель комитета Думы по международным делам 45-летний Константин КОСАЧЕВ, который вчера был переизбран вице-председателем ПАСЕ.-- Еще полгода назад была уверенность, что председателем ПАСЕ на этот раз станет россиянин, ваш коллега Михаил Маргелов. Однако этому воспротивились другие депутаты. Обидели ли европейские депутаты россиян тем, что не дали председательство нашему соотечественнику?-- Национальность здесь ни при чем. Если и была допущена несправедливость, то по отношению к одной из политических групп в ПАСЕ -- группе «европейских демократов», в которую входим и я, и Маргелов, и депутаты из других стран. (В ПАСЕ сложилась традиция, по которой председательство переходит от одной политической группы к другой; на этот раз была очередь «европейских демократов», но они уступили эту роль «социалистам». --
Ред.) Мы могли бы настаивать, что очередь за нами. Но появилась другая группа претендентов -- «социалисты». Мы не стали драматизировать ситуацию, чтобы не допустить раскола, который возник только что, к примеру, при обсуждении вопроса Грузии.
-- Это когда часть депутатов, в том числе из России, выступила против приглашения грузинского президента Михаила Саакашвили выступить в четверг с речью в Страсбурге?-- Да, впервые в истории ассамблеи обсуждался вопрос, приглашать или нет лидера иностранного государства. Причем в пользу приглашения перевесил только один голос. Это не очень приятная ситуация для Грузии. Пролоббировала приглашение Саакашвили группа европейских «либералов», но для многих это оказалось неприемлемым.
-- Так приедет ли Саакашвили в Страсбург?-- Этого я не знаю. Но для Михаила Саакашвили складывается здесь некомфортная ситуация. Я бы на его месте, прежде чем приезжать, проанализировал бы еще раз, что здесь происходило. Дело совсем не в российско-грузинских отношениях и не только
в неоднозначности прошедших в этом месяце в Грузии президентских выборов. Дело еще и в том, что через три месяца в Грузии предстоят парламентские выборы, а Саакашвили не только президент, но еще и лидер партии, которая будет в них участвовать.
Еще ни разу лидеру партии накануне выборов не предоставлялась такая авторитетная площадка, как ПАСЕ. Это будет выглядеть как поддержка и предоставление ему трибуны вместо того, чтобы предоставить ее другим лидерам. Это недостойно демократических традиций нашей организации. Так что если бы г-н Саакашвили нашел возможность не принять приглашение, сославшись, скажем, на загруженность графика, то он бы оказал большую демократическую услугу ПАСЕ и не спровоцировал бы столь опасный прецедент. Но подозреваю, что у него не хватит на это демократического мужества.
Что касается председательства в ПАСЕ, то существует договоренность, что через два года стопроцентно настанет очередь «европейских демократов». Тут уже не будет никаких дискуссий, и надеюсь, что кандидатом станет опять представитель России. Это будет решать сама группа.
-- Но в принципе кандидатом можете стать и вы?-- У меня таких планов нет. Я буду продолжать поддерживать моего коллегу Маргелова.
-- Россия чуть ли не больше всех вкладывает денег в финансовый бюджет Совета Европы...-- Россия платит не больше всех, но является одним из пяти главных плательщиков (Россия, Германия, Великобритания, Франция, Италия; в ПАСЕ эту группу неофициально называют «большими мальчиками». --
Ред.).
От года в год цифра меняется. Российский взнос на 2008 год -- это около 23 млн евро в бюджет самой организации, еще четыре миллиона пойдут в бюджет Европейского суда по правам человека. В сумме 27 млн. И это действительно наш самый
большой взнос в бюджет какой-либо международной организации, в которой мы состоим.
-- В Москве звучат предложения уменьшить этот взнос...-- Я не исключаю никаких вариантов развития событий. Но убежден, что решение о нашем взносе не должно быть реакцией на какую-то критику здесь. Нам не надо, чтобы ПАСЕ гладила Россию по головке, но нам важно, чтобы эта организация была объективной и независимой от других европейских организаций -- таких как Евросоюз и НАТО. Нельзя, чтобы ПАСЕ стала инструментом для реализации крупных геополитических проектов.
К примеру, во вторник в ПАСЕ будет обсуждаться ситуация в Косово. Дискуссия должна быть сосредоточена на теме защиты прав человека и национальных меньшинств в крае, но никак не на дискуссии о том, когда край Косово может обрести независимость. Если же в ПАСЕ продолжатся негативные тенденции, то не исключаю, что в этом случае Россия будет вынуждена пересмотреть свой статус одного из главных плательщиков. Мы не можем финансировать организацию, не выполняющую свою миссию.
-- Считаете ли вы необходимым, чтобы президент Владимир Путин приехал в Страсбург в апреле и выступил с речью перед европейскими депутатами?-- Я присутствовал в конце минувшей недели на беседе в Москве между президентом Владимиром Путиным и тогдашним председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом. Как раз на ней господин председатель и пригласил нашего президента в Страсбург. Ответа на это пока не последовало. Конечно, как представитель России я заинтересован в том, чтобы голос нашей страны звучал здесь как можно чаще. Было бы правильно, если рано или поздно президент России найдет возможность выступить с трибуны ПАСЕ. Но по поводу апреля Владимир Владимирович Путин сказал Рене ван дер Линдену, что к тому времени в России уже появится новый избранный президент. Хотя формально его инаугурация еще не состоится, насчет этого приглашения было взято время на раздумье.