|
|
N°6, 22 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И за Европу, и за Россию
Сербия выберет курс во втором туре
В ближайшие две недели Сербию ожидает самое драматическое политическое противостояние со времени падения Слободана Милошевича осенью 2000 года. Во втором туре президентских выборов 3 февраля сойдутся действующий глава государства, представитель Демократической партии 50-летний Борис Тадич и кандидат от ведущей оппозиционной Сербской радикальной партии (СРП) 55-летний Томислав Николич. В первом туре успех праздновал Николич, набравший около 40% голосов. У Тадича менее 36% голосов. Представитель белградского неправительственного центра за свободные выборы и демократию Марко Благоевич прогнозирует, что 3 февраля «победитель не будет известен до последней секунды».
Оба непримиримых соперника вчера уже предвосхитили свою грядущую победу. «Сербия продемонстрировала, что хочет изменений», -- заявил Николич. «Мы заложили основу для победы во втором туре. Мы никогда не были так близки к окончательной победе. Никто не сможет нас остановить», -- подчеркнул кандидат от СРП. Борис Тадич также не сомневается в своем окончательном успехе: «Я не позволю моему оппоненту Томиславу Николичу стать президентом. Я не позволю вернуть нас в 1990-е годы». Он имел в виду тогдашнюю поддержку радикалами антизападного курса экс-президента Сербии и Югославии Слободана Милошевича. Николич категорически отвергает обвинения в изоляционизме, по его словам, «Сербия проголосовала и за Европу, и за Россию».
Однако в грядущих предвыборных баталиях от обоих претендентов мало что будет зависеть. На авансцену выйдут неудачники первого тура, рассчитывающие на политические или материальные дивиденды в обмен на поддержку одного из фаворитов. Наиболее желанными для Николича и Тадича являются голоса сторонников премьер-министра Воислава Коштуницы, а также Социалистической партии Сербии. Сам Коштуница не участвовал в выборах, а поддерживаемый им министр инфраструктуры Велимир Илич, по предварительным данным, получил около 8% голосов. У кандидата от Соцпартии Милутина Мрконича -- около 6%.
«Исход второго тура будет зависеть от того, кому достанутся голоса кандидата, занявшего 20 января третье место», -- отметил в беседе с «Временем новостей» замдиректора Института славяноведения РАН доктор исторических наук Андрей Шемякин. «В первом туре сербы проголосовали, как четыре года назад, когда Николич в первом туре опередил Тадича на 3%. Однако на сей раз окончательный результат может быть иным. Николич вправе рассчитывать на голоса социалистов и на часть голосов Илича. Министр Илич -- ближайший партнер Коштуницы в правительстве Сербии, а сам премьер-министр в ходе кампании не поддержал напрямую Тадича», -- отмечает эксперт.
Хотя Тадич и Коштуница входят в правящую коалицию, отношения между ними сложные. После парламентских выборов в январе 2007 года оба политика почти четыре месяца не могли договориться о разделе портфелей. Сторонники Коштуницы тогда обвинили Тадича в попытке узурпировать власть и в отместку проголосовали за Николича на выборах спикера скупщины (парламента). Под давлением Евросоюза, ужаснувшегося от возможного альянса премьера и радикалов, Тадич и Коштуница все-таки пришли к соглашению. Однако старые обиды не исчезли.
Второй фактор, способный повлиять на исход борьбы за президентское кресло, -- явка избирателей. В первом туре она составила 61% и оказалась самой большой с 2000 года. «Если и во втором туре явка будет высокой, то шансы Тадича повышаются. В противном случае предпочтительнее окажутся перспективы радикала Николича. В Сербии, как и в России, протестный электорат дисциплинирован и организованно приходит на выборы, в то время как сторонники демократов менее обязательны», -- напоминает эксперт «ВН».
Петр ИСКЕНДЕРОВ