И без того непримиримые
разногласия акционеров «Ингосстраха» с каждым днем становятся все глубже. Чувствуется, что в ходе мирного слияния РУСАЛа, СУАЛа и Glencore Олег Дерипаска, известный своим агрессивным стилем ведения бизнеса,
не растратил конфликтный потенциал. И направил его целиком на новых акционеров «Ингосстраха», в котором г-ну Дерипаске и его холдингу «Базовый элемент» принадлежит контрольный пакет.
В пятницу мажоритарные акционеры страховой компании предприняли очередную попытку заблокировать участие в управлении «Ингосстрахом» новыми владельцами -- группой чешского происхождения PPF Investments. Как известно, именно ей принадлежат три фирмы, владеющие 38,5% «Ингосстраха». При этом, хотя российская практика корпоративного управления знает много удивительного, решение прошедшего в пятницу внеочередного собрания акционеров страховой компании претендует на то, чтобы стать новым словом. По воле «Базового элемента» и г-на Дерипаски акционеры «Ингосстраха» отныне ограничены в своих правах, а именно -- праве свободно выдвигать своих представителей в совет директоров.
Ограничения оформлены в виде новой редакции положения о совете директоров. Для принятия документа требовалось простое большинство голосов, поэтому представители миноритарных акционеров при всем желании не могли заблокировать решение. Согласно новой редакции положения, кандидаты в члены совета директоров «Ингосстраха» должны быть гражданами России и постоянно проживать на ее территории, иметь признаваемое в России высшее экономическое или финансовое образование, а также трехлетний опыт работы в страховании или финансах. Конечно, иностранному акционеру ничто не мешает подобрать в России отвечающих этим критериям людей. Кроме одного: россиянин с необходимым образованием и опытом работы должен быть очень смелым человеком, чтобы втянуться в подобный конфликт на стороне оппонентов Олега Дерипаски.
При этом не за горами очередное, третье по счету, внеочередное собрание акционеров «Ингосстраха». 3 марта должно пройти собрание, созванное уже миноритариями. Они вынесли на повестку вопрос о досрочном прекращении полномочий действующего совета директоров и избрании нового. Сейчас фирмы «Инвестиционная инициатива», «Новый капитал» и «Вега», непосредственно владеющие 38,5% акций «Ингосстраха», имеют в совете трех представителей -- Сергея Гогленкова, Сергея Протоклитова и Ирину Гарину. Они же участвовали в работе совета директоров и прежде, когда этот пакет акций контролировал предприниматель Александр Мамут.
Как известно, зарегистрированная на о. Джерси PPF Investments принадлежит трем гражданам Чехии -- Томашу Брзобогаты (82%), Петру Келлнеру (9%) и Иржи Шмейцу (9%). Накануне собрания компания распространила заявление, в котором назвала предложенные «Базэлом» ограничения для кандидатов в совет директоров противоречащими российской Конституции, закону «Об акционерных обществах» и даже Всеобщей декларации прав человека.
По итогам собрания в PPF Investments заявили, что намерены обжаловать решение внеочередного собрания. «Принятием этого решения мажоритарный акционер «Ингосстраха» компания «Базовый элемент» в очередной раз продемонстрировала, что ее цель не развитие страховой компании, а создание новых препятствий для конструктивного взаимодействия с нами как миноритариями, -- приводятся в пресс-релизе PPF Investments слова ее представителя Яна Пискачека. -- Мы действительно считаем решение собрания акционеров противоречащим закону и будем его оспаривать. Запрет на вхождение в совет директоров неграждан России создает опасный прецедент для всего российского бизнеса. По нашему убеждению, ситуация, при которой действия одной отдельно взятой компании противоречат общей политике российского государства, направленной на дальнейшую интеграцию России в международное экономическое пространство, не должна остаться без внимания со стороны российских властей и зарубежных инвесторов».
Между тем решения первого внеочередного собрания «Ингосстраха» (оно прошло 8 октября 2007 года) остаются невыполненными. Тогда, как известно, «Базовый элемент» утвердил увеличение уставного капитала «Ингосстраха» в четыре раза -- с 2,5 до 10 млрд руб. Миноритарии опротестовали это решение, и суд в качестве обеспечительной меры запретил Федеральной службе по финансовым рынкам регистрировать допэмиссию.