|
|
N°6, 22 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полная урбанизация
Лучшие рок-альбомы уходящего сезона
U2. The Joshua Tree (Double CD, re-mastered audio) (Island/Universal).
Сегодня ирландский квартет U2 и их лидер, вечный уже, кажется, кандидат на Нобелевскую премию мира Пол «Боно» Хьюсон -- персонажи богатые, знатные, влиятельные и, простите, ужасно скучные.
Но вот если вспомнить старые времена... Вспомнить несложно, потому что как раз подоспело переиздание их альбома двадцатилетней давности. Совершенно чудесного альбома, который в свое время потряс основы. Да, собственно, и сейчас ни один нормальный рок-фэн мимо него не пройдет. В 1987 году такой музыки почти никто не делал, а если делал, то сидел с ней в глубоком андеграунде, играл по клубам и на студенческих радиостанциях. Кстати, в том же году у группы R.E.M. вышел альбом Documet, который тоже считается классикой «альтернативы». И вообще 1987 год был просто удивительно урожайным для рок-музыки. Причем урожайным и на дебюты мегаталантливых новичков, от Guns'n'Roses (а что, для своего времени Appetite for Destruction был довольно новаторским, да и сейчас его слушать не стыдно) до платинового дебюта Crowded House. Ну и американский дебют ветеранов Whitesnake сюда можно пристегнуть. То есть у The Joshua Tree U2 фон был очень пестрый. Блистать чешуей на таком фоне было почти невозможно, но этим удалось. Просто никто такой музыки не играл. Бесподобный стиль: как будто бы незатейливая музыка (как говорил гитарист Эдж, «все мои партии довольно просты») на самом деле тонкая смесь кантри, госпел, соул, стадионного рока, постпанка. Продюсирование Брайана Иноу -- это вообще отдельная история. Человек, помешанный на сложном электронном звучании (ему приписывают изобретение стиля эмбиент), создал хрустально чистое, прозрачное и искрящееся звучание рок-группы из четырех инструментов, без синтезаторов и злоупотреблений гитарными примочками. Полнейший эффект присутствия. Оно и в оригинале звучало поразительно, в ремастированном виде уж точно не хуже. И совершенно не хочется разбирать это по косточкам. В искусстве главный фокус -- из чего «собрать», а уж разобрать любой дурак сможет. Ухлопав почти десяток лет на эксперименты с модной альтернативой (Zooropa) или денс-клише (Pop), U2 попытались вернуться к тому звучанию -- плотному прозрачному саунду.
Вот. Выскажу крамольную мысль: если бы U2 распались вскоре после Joshua tree, они бы остались культовой группой, им было бы уготовано бессмертие The Beatles, The Smiths, Sex Pistols и Nirvana. То есть оно, бессмертие это, и без того уготовано, просто нынешняя их популярность, последних лет десяти, на мой взгляд, просто вульгарна.
На бонус-диске би-сайды синглов. Sweetest Thing, правда, уже выпускалась -- как пилотный сингл к сборнику The Best of 1980--1990. Но все остальное -- редкости. А песни между тем очень хорошие.
Pink Floyd. The Pipers at the Gates of Dawn (EMI/Gala).
Еще одно переиздание, на сей раз группы более «классической». Один из ранних альбомов группы Pink Floyd, британских гуру психоделического рока. Когда записывался и исполнялся данный материал (то есть в 1967 году), Pink Floyd были еще представителями модного андеграунда. Им только предстояло превратиться в группу, собирающую стадионы по всему миру, чьи записи продаются платиновыми тиражами. Как раз это и подкупает: многие рок-фэны до сих пор считают тот «Флойд», с Сидом Барретом, истинным и живым, а более поздние мегапопулярные записи -- попсой.
Но, собственно, что тут комментировать? Альбом известный, кому неизвестный еще -- любопытно будет ознакомиться, заодно подивившись, как много в этой как бы наивной музыке современного.
Вообще в оригинале этот альбом -- богато оформленная коробочка. Но мы здесь обозреваем лицензионный отечественный вариант, который хоть и выглядит поплоше (в стекле, т.е. в прозрачной коробке), стоит дешевле, как сейчас принято говорить, «в разы».
Но вошел весь материал -- версия альбома в моно и в стерео. Любопытно сравнивать (параноидально меняя диски в CD-плеере). Честно говоря, трудно понять, какая версия хуже, какая -- лучше. Вообще классические рок-записи «затачивали» не под хай-энд-системы, а под радиоприемники. Да и вообще в случае Floyd дело не в звуке, а в содержании. Что бы там аудиофилы ни говорили.
Keith Urban. Greatest Hits (Capitol).
Вы будете смеяться, но это тоже переиздание. Правда, не альбома, а разных песен кантри-рокера Кейта Урбана (нормально это имя все равно не транскрибируешь, так что будем называть его по-простому, как пишется). Сборник его хитов плюс две новые песни, перепевка Romeo's Tune и авторская Got It Right This Time (the Celebration).
Урбан -- достаточно нетипичная кантри-звезда. Во-первых, он из Австралии. Откуда, конечно, много хороших музыкантов родом, но вот таких, чтобы в Америке прогреметь с исконно американским репертуаром, -- таких поискать надо. Урбан, отличный гитарист и вокалист (искренний чувственный голос, звонкий и с перчинкой), в последние годы вообще очень здорово раскрутился. Взят под крыло классиками мира сего: Урбан выступал с рок-легендой Джоном Фогерти из Creedence Clearwater Revival. Документальный фильмец про их сотрудничество лежит на YouTube, и на это стоит посмотреть: Фогерти и Урбан -- это ураган на сцене. Еще музыкант раскрутился и как светский персонаж, женившись на актрисе Николь Кидман. Вот такой вот рок-н-ролл. И цель, и средство.
Рекомендуются всем, кто скучает по семидесятническим группам вроде Eagles, Lynyrd Skinyrd или Grateful Dead.
Александр БЕЛЯЕВ