|
|
N°25, 12 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без права на медаль
Эксперимент по госэкзамену будет продолжаться
Подводятся итоги эксперимента по единому госэкзамену (ЕГЭ) для школьников. Как известно, эта процедура, которая совмещает в себе выпускные экзамены в школе и вступительные в вуз, была апробирована минувшим летом в пяти российских регионах. Завтра состоится очередное совещание в Минобразования, на котором, видимо, будет принято решение о продолжении и расширении эксперимента. А накануне заместитель министра образования Виктор Болотов обсудил эту тему с ректорами вузов и членами Российского общественного совета развития образования (РОСРО). Несмотря на нарекания по содержанию проверочных материалов для ЕГЭ, система тестирования все же была признана более объективной при оценке знаний школьников.
Экспериментальный экзамен состоял из трех частей: обычного опросника, где нужно было поставить крестик напротив правильного ответа (результаты потом подсчитывал компьютер), и двух письменных заданий, которые проверяли уже преподаватели. Оценивались задания по 100-балльной шкале. Причем привычная для нас «пятерка» ровнялась семидесяти баллам ЕГЭ. При сведении результатов в единую базу данных выяснилось, что максимальный балл получили только 0,2% участников эксперимента. Зато от 5 до 12% абитуриентов получили «двойки». Для сравнения, при сдаче обычных выпускных экзаменов количество «неудов» составляет всего 0,1%. Конечно, из-за статуса эксперимента ученикам ставили завышенные оценки. Если школьник по итогам учебного года имел текущую «тройку», а на ЕГЭ получил «двойку», то в аттестат ему все равно вписывали «тройку».
Вообще же, проблема объективности оценки уровня знаний с каждым годом притягивает все большее внимание разработчиков реформы. По результатам традиционных экзаменов в регионах получается, что число медалистов в среднем составляет приблизительно 10% от всех выпускников, тогда как на деле эти «лучшие из лучших» иногда не могут грамотно написать даже заявление в вузы. В этих условиях, по словам Виктора Болотова, в ближайшее время Минобразования поднимет вопрос об отмене льгот медалистам при поступлении в высшую школу.
Пока еще остается открытым вопрос о сдаче единого госэкзамена в физкультурные, языковые вузы и «творческие» институты. Здесь, видимо, придется сохранить дополнительные испытания. Нельзя исключать и того, что и в престижных вузах с традиционно высоким конкурсом придется проводить дополнительные экзамены. Но, как считают в РОСРО, организацию и проведение подобных испытаний нужно возлагать не на администрацию вуза, а на специальную государственную комиссию, способную обеспечить максимум объективности.
По словам первого заместителя министра образования Александра Киселева, внедрение ЕГЭ зависит и от профилизации обучения в старших классах. Сегодня профильные школы, где старшеклассникам предоставляется возможность самостоятельно определить круг изучаемых предметов (гуманитарные, технические, экономические и т.д.), составляют 10% от общего числа, но учатся там лишь 7% детей. А вузы просто не доверяют качеству знаний, полученных в обычной средней школе. Как считает г-н Киселев, полноценная профильная школа смогла бы снять многие противоречия, и тогда отношение к единому экзамену было бы другим. Директор одной из известных московских школ Анатолий Пинский полагает, что в этом и состоит основная идея обновления старшей школы: образование должно непосредственно работать на дальнейший путь и профориентацию старшеклассника.
Для того чтобы приблизить эксперимент по ЕГЭ к реальным условиям, в которых старшеклассникам после 2005 года придется поступать в вуз, члены РОСРО планируют создать сразу несколько экспертных групп. Их задача -- усовершенствовать тесты и снять большую часть вопросов и противоречий, возникающих у руководителей школ и вузов при проведении нового экзамена.
Кирилл ВАСИЛЕНКО