Последний зарубежный официальный визит Владимира Путина в качестве президента, который состоялся в конце недели,
завершился успешно, хотя и потребовал от него компромиссов. Болгария не стала откладывать подписание соглашения о строительстве газопровода «Южный поток» (она должна стать первой транзитной страной в рамках нового стратегического маршрута). Положительный исход переговоров с Болгарией дал возможность Владимиру Путину сообщить о том, что европейские страны сражаются друг с другом за право проложить через свои территории трубы с российским газом, а также о готовности России и «Газпрома» удовлетворить растущие энергетические потребности ЕС. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, в свою очередь, заявил о переходе к практической стадии реализации «Южного потока».
Правда, балканский газовый прорыв Кремля оказался неполным. Правительство Сербии, которой «Газпром» предлагает стать второй страной -- транзитером газа из «Южного потока», на прошлой неделе не стало принимать решение о подписании с Россией соглашения об энергетическом сотрудничестве (в обмен на газопровод и выгоды для Сербии, связанные с его появлением, «Газпром» рассчитывает получить вне тендера контрольный пакет нефтяного госконцерна NIS). А сербский премьер-министр Воислав Коштуница в Софию так и не приехал, хотя не исключалось, что Сербия может официально присоединиться к «Южному потоку» уже в ходе визита российского президента в Болгарию. Вопрос будет решаться уже после выборов президента Сербии, первый тур которых состоялся вчера.
За несколько дней до начала визита Путина в Болгарию официальные лица в Софии заговорили о том, что договориться об условиях строительства «Южного потока» не удается. Основным камнем преткновения стали вопросы собственности на трубу и гарантии ее загрузки. Российские переговорщики также не испытывали особого оптимизма по поводу успешного разрешения спорных пунктов. Ведь, как подчеркивал болгарский премьер-министр Сергей Станишев, Минпромэнерго и «Газпром» до последнего настаивали на сохранении за российской стороной контрольного пакета в компании-операторе газопровода на болгарской территории.
После прилета Путина в Софию переговорщики двух стран прозаседали всю ночь, добившись результата к утру. После чего г-н Станишев собрал срочное заседание кабинета, который одобрил текст соглашения. Характерно, что вместе с главой болгарского правительства комментировать радостное известие вышел первый вице-премьер и преемник президента России Дмитрий Медведев, которого Владимир Путин явно не случайно взял с собою в эту поездку. «Мне отрадно, что сегодня кабинет министров (Болгарии. -
Ред.) рассмотрел все вопросы, связанные с подписанием соглашения, касающегося «Южного потока», -- заявил г-н Медведев. -- Очень важно, что стороны проявили склонность к компромиссам, и тот проект, который подготовлен, отражает баланс интересов и позволяет двигать эту сложную тему вперед». А г-н Станишев не преминул подчеркнуть, что решающий шаг в переговорах был сделан после личного вмешательства Владимира Путина.
В свою очередь российский президент, комментируя подписанное соглашение, заявил на пресс-конференции: «Расширение транспортной инфраструктуры при поставках энергоносителей в Европу -- совершенно необходимая задача. И это подтверждается нашими европейскими партнерами. Они кровно в этом заинтересованы». А его болгарский коллега Георгий Пырванов благодарил гостя за «склонность к компромиссам»: «Высоко ценю позицию российской стороны, которая согласилась с болгарским предложением в связи с собственностью газопровода на болгарской территории. И лично я считаю, что такое решение встретит одобрение общественности нашей страны».
"Включение Болгарии в этот проект, - как полагает г-н Станишев, - существенно увеличит роль страны на энергетической карте Европы. А так как Болгарии будет принадлежать 50% долевого участия, то наши интересы не будут нарушены ни при каких условиях, включая и при получении дивидендов». Как говорится на официальном сайте болгарского правительства, помимо равноправного участия в проекте София отстояла регистрацию компании-оператора на территории страны, а также подписание многостороннего меморандума со всеми государствами, которые будут транзитными для «Южного потока». «Это означает, что Болгария будет не просто наблюдателем с миноритарной долей, а будет иметь реальное влияние и участие во всех решениях», -- считает министр экономики и энергетики Петр Димитров. Соглашение рассчитано на 30 лет с возможностью автоматического продления еще на пять.
В свою очередь г-н Миллер на вопрос о собственности газопровода на территории Болгарии ответил российским агентствам сухо: «Подписано соглашение, в соответствии с которым создается компания для реализации проекта «Южный поток» на территории Болгарии с процентным соотношением 50 на 50». По его словам, объем инвестиций (в том числе в болгарский участок) будет окончательно определен после завершения технико-экономического обоснования. Он признал, что у «Газпрома» есть предварительные цифры на этот счет, однако отказался их привести. Но их опубликовала пресс-служба правительства Болгарии. При мощности трубы 31 млрд кубометров газа в год общий объем инвестиций в болгарский участок оценен в 1,4 млрд евро. Из них по 200 млн евро вложат «Газпром» и Bulgargaz (болгарская госкомпания, которая получит 50% в компании-операторе), а остальное будет привлечено в качестве кредитов. По словам г-на Станищева, поступления в бюджет превысят 220 млн евро.
Как сообщил Алексей Миллер, строительство газопровода никак не увязывалось с объемом поставляемого самой Болгарии газа. По его словам, «даже если через 10 лет Болгария в два раза увеличит объем потребляемого газа, который в этом году измеряется цифрой 3 млрд кубометров, никаких проблем это не создаст», поскольку «масштаб проекта значительно шире». Тем не менее, болгарская сторона рассчитывает на увеличение поставок, но окончательно этот вопрос будет решен после подготовки технико-экономического обоснования и завершения всех маркетинговых работ.
В ходе болгарского визита было объявлено, что «Газпром» и итальянская Eni на паритетной основе зарегистрировали в Швейцарии компанию South Stream, которая должна подготовить ТЭО проекта (включая 900-километровый участок по дну Черного моря и различные варианты маршрута по суше) и оценить перспективы сбыта в странах Центральной и Восточной Европы. Работу планируется завершить до конца года, а газ, по замыслу Москвы, должен пойти по "Южному потоку" уже в 2013 году.
Глава Eni Паоло Скарони, который также прибыл в Софию, был удостоен чести сообщить журналистам, что «Южный поток» вовсе не является конкурентом любимого детища Еврокомиссии - газопроводного проекта Nabucco (по нему из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию планируется поставлять газ из Каспийского региона, пришедший по несуществующему Транскаспийскому газопроводу и уже построенной трубе Баку-Тбилиси-Эрзерум). «Эти газопроводы не конкурируют между собой. Растущего спроса на газ хватит на всех», -- примирительно заявил глава Eni. По словам Скарони, в ближайшие 20 лет Европа увеличит импорт газа в два раза. Впрочем, г-н Миллер придерживается иного мнения: «Реализация проекта, который рассчитан на проектную мощность 30 млрд кубических метров газа в год, позволит полностью удовлетворять растущий спрос на газ в странах Центральной и Южной Европы». То есть Nabucco вроде и не нужен.
В Брюсселе уже попытались смазать эффект от газового успеха Кремля и «Газпрома» в Болгарии. «Этот проект («Южный поток») не рассматривается в качестве приоритетного, в отличие от Nabucco», -- сообщил журналистам в столице ЕС официальный представитель Еврокомиссии Ферран Таррадельяс Эспуни. Но этим и ограничился.