|
|
N°5, 21 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скандал на зачаточном уровне
Специалисты в области репродуктивной медицины углубились в «квартирный вопрос»
В Санкт-Петербурге разгорается громкий скандал вокруг центра репродуктивной медицины. В результате блокады, которую объявил центру его бывший партнер, НИИ акушерства и гинекологии им. Д. Отта, тысячи семей, проходящих лечение от бесплодия, могут окончательно потерять надежду стать родителями. Затяжной «квартирный» конфликт между клиниками перешел в активную стадию довольно не вовремя -- сегодня в Москве открывается III Международный конгресс по репродуктивной медицине «Репродуктивное здоровье семьи», где ведущие специалисты в области родовспомогательных технологий планируют рассказать о своих достижениях.
«Быстрее, быстрее проходите», -- молодые люди в белых халатах, стоя на крыльце клиники, торопили группу журналистов, окруживших несколько супружеских пар. Вот так, в кольце телевизионных камер, на минувшей неделе удалось попасть на операцию в Международный центр репродуктивной медицины (МЦРМ) тем семейным парам, которым на этот день была назначена плановая операция по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО). В последний момент, когда вся компания подошла вплотную к воротам института, трое парней, одетых во все черное, в надвинутых на глаза черных вязаных шапках стали резко обрывать цепи, опутавшие ворота, и срывать замки. Когда семейные пары в плотном кольце журналистов вошли за ограду, трое «в черном» выбежали на улицу. «Кто эти парни?» -- спросили журналисты медбратьев, закрывавших за ними двери клиники. «Не знаем, они появились в последний момент вон из той железной двери! Наверное, решили все-таки не связываться с прессой».
Это только небольшой эпизод в конфликте, длящемся вот уже полгода, между сотрудниками НИИАГ и их коллегами и бывшими партнерами из МЦРМ. И если бы не эта «война», в 2008 году можно было бы громко отметить 15-летие действия в Санкт-Петербурге программы по внедрению вспомогательных репродуктивных технологий. Результатом этой довольно успешной программы стало рождение более 10 тыс. детей, в том числе более двух тысяч -- в семьях петербуржцев, ранее обреченных на бесплодие. Этими цифрами гордится и академик Эдуард Айламазян, директор НИИАГ. Только он, особенно в последние полгода, отчитываясь о достигнутых успехах, не упоминает, что результат достигнут совместно с МЦРМ. Хотя в 1993 году именно он подписал с одним из самых известных в мире специалистов по репродуктивной медицине Юрием Верлинским, теперь гражданином США, договор о сотрудничестве на 49 лет. К тому времени сам НИИАГ испытывал свойственные для всех бюджетных учреждений трудности -- разруха начала 90-х подкосила и без того не укоренившуюся еще медицинскую практику, требовавшую сложной техники, дорогостоящих лекарственных препаратов.
Совместный проект оказался исключительно успешным в лечебном, научном, образовательном отношении. Г-н Верлинский не только вложил несколько миллионов долларов в реконструкцию целого корпуса института и оснащение его нужной техникой, но и обучил специалистов. Проведена колоссальная научная работа: сделан целый ряд достижений на уровне «впервые в России», опубликовано около 140 научных работ, издано более двух десятков методических пособий, руководств, на материалах МЦРМ защищены десять диссертаций, в том числе сотрудниками НИИАГ.
До 2004 года оба медицинских учреждения сосуществовали на основе двух договоров -- инвестиционного и о безвозмездном пользовании. С 2004 года центр по настоянию института вынужден был перейти на арендные отношения и до конца 2007 года в счет аренды выплатил институту около полутора миллионов долларов. Этот-то договор аренды сроком на три года и стал камнем преткновения во взаимоотношениях. На уровне руководителей учреждений он был подписан 1 августа 2004 года, но комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) зарегистрировал его только в апреле 2005 года. И теперь академик Айламазян считает, что МЦРМ должен был выселиться еще 1 августа 2007 года, а возглавляющий центр президент Российской ассоциации репродукции человека профессор Владислав Корсак считает, что в апреле 2008-го.
«В августе 2007 года на уровне правительства Петербурга было решено, что нашему центру найдут подходящее помещение, -- рассказал г-н Корсак «Времени новостей». -- Тем более что мы подписали контракт на выполнение городского заказа по лечению бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий, и сейчас он под угрозой срыва». Помещение для МЦРМ город нашел только 25 декабря 2007 года. Но это здание в другом районе, откуда еще не выехали прежние арендаторы и где не сделан ремонт. В первых числах января 2008-го НИИАГ перешел к активным действиям: по распоряжению академика Айламазяна были закрыты ворота ограды, через которые можно попасть в клинику, за его подписью вышел приказ, которым руководство НИИАГ прекращает деятельность центра репродукции на своей территории -- документ запрещает допускать на рабочие места сотрудников МЦРМ и пациентов. В сочельник охрана института не пропустила мать на свидание с дочерью, родившей ребенка. А 7 января произошел совершенно дикий случай: сотрудники НИИАГ не пропустили к врачам беременную женщину, у которой началось кровотечение. Женщина рыдала, стояла перед закрытыми воротами, а ее родственники метались вокруг ограды и умоляли охранников. Врачи центра перестали уходить домой, опасаясь, что потом не попадут на работу. После этих событий сотрудники МЦРМ написали письма губернатору, обратились к СМИ, но война продолжается -- на следующий же день после «прорыва блокады» группой журналистов Владислава Корсака не пустили утром в клинику.
Попытки журналистов услышать от директора НИИАГ Эдуарда Айламазяна его мнение по поводу происходящего на прошлой неделе ничего не дали: в администрации лишь отвечали, что все действия института абсолютно законны. Но до начала активной стадии конфликта, в первой половине декабря 2007 года, академик Айламазян не раз выступал в СМИ с заявлениями о том, что проблема может быть урегулирована в случае, если НИИАГ получит контрольный пакет акций МЦРМ и если центр, в свою очередь, сократит занимаемые площади.
«Мы не можем просто взять и уехать, -- утверждает г-н Корсак. -- Ведь мы -- это не только оборудование и специалисты, это еще более 1500 эмбрионов, потенциальных будущих граждан России, это женщины, проходящие у нас лечение, которое нельзя прерывать. Это и огромный архив -- строжайшая врачебная тайна, за которую мы отвечаем. Руководство НИИАГ нам говорит: а вы оставьте весь криобанк с 1500 эмбрионами в нашем подвале! Мы не можем на это пойти: во-первых, мы не уверены, что получим их назад». Директор центра утверждает, что конфликт в итоге может вылиться в международный скандал: ведь в криобанке МЦРМ хранятся эмбрионы и гаметы (половые клетки) не только граждан России, но и подданных Италии, Великобритании, США, других стран ближнего и дальнего зарубежья, ожидающих своей очереди на ЭКО.
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург