Вчерашняя акция протеста грузинской оппозиции в Тбилиси продемонстрировала рост недоверия общественности к Западу и представляющим его интересы международным организациям. Западные эмиссары признали демократичными состоявшиеся 5 января президентские выборы в Грузии. Однако оппозиция думает иначе и предлагает международному сообществу оказать давление на руководство страны для лучшей организации весенних парламентских выборов (они пройдут либо в конце апреля, либо в начале мая -- дата уточняется). Своими оценками грузинских выборов с «Временем новостей» поделился специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер СЕМНЕБИ. 48-летний шведский дипломат прежде занимал ключевые должности в миссиях ОБСЕ в Латвии и Хорватии.-- Президентские выборы в Грузии были наиболее конкурентными из тех, что проходили в этой стране раньше. Это было настоящее состязание кандидатов. Но эти выборы не были совершенными, им сопутствовало множество проблем. Это касается и предвыборной атмосферы -- ситуации вокруг СМИ, нечеткой границы между государственными ресурсами и политической кампанией. После голосования были проблемы во время подсчета голосов и составления результатов. Все это, с одной стороны, невозможно не заметить, с другой -- такое неизбежно для молодой демократии. Зарубежные наблюдатели заключили, что в основном выборы соответствовали международным стандартам. Сейчас мы ожидаем, что до парламентских выборов эти проблемы будут решены.
-- Ожидается, что 5--6 февраля Грузию посетит «тройка» Евросоюза, в которую будут входить представители ныне председательствующей в ЕС Словении, следующего председателя -- Франции и Еврокомиссии. Это связано с выборами?-- Надо обсудить, как дальше совместно работать по развитию политической жизни в Грузии. И как ЕС может помочь различным политическим силам организовать парламентские выборы.
-- В этом году на Южном Кавказе будет много разных выборов: парламентские выборы в Грузии, президентские -- в Армении и в Азербайджане. И все это на фоне множества неурегулированных региональных конфликтов...-- Есть опасность военного противостояния, и это нас беспокоит. Мы должны постараться изменить ситуацию. Если невозможно сразу выйти на всеобъемлющее решение, то необходимо искать возможности повысить уровень доверия между сторонами. Когда одни воспринимают других как врагов, это делает ситуацию еще более взрывоопасной. Карабах -- наиболее яркий пример. Но мы имеем такую же ситуацию в Грузии, в основном по абхазскому конфликту.
-- Что важнее для ЕС на Южном Кавказе: установить в регионе стабильность или предотвратить исходящую отсюда опасность, кроющуюся в нерешенных конфликтах?-- И то, и другое. Мы сейчас начинаем узнавать страны Южного Кавказа. Мы за то, чтобы они развивались спокойно и стабильно. Это связано с обеспечением безопасности. Чем стабильнее здесь будет, тем больше это предотвращает риски.
--
У Грузии напряженные отношения с Россией. Насколько это волнует ЕС?-- Грузино-российские отношения для нас очень важны. Членство Болгарии и Румынии в ЕС приближает Евросоюз к этому региону. Россия -- наш стратегический партнер, с ней у нас многообразные отношения. В наших интересах содействовать установлению добрых, стабильных отношений между нашими соседями, партнерами. Это касается отношений между Россией и Грузией, между Арменией и Турцией.
-- В Грузии политики все чаще высказывают желание заменить российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии на силы ЕС...-- Мы находимся не на такой стадии решения этих конфликтов, чтобы говорить о вводе наших полицейских или военных миротворческих формирований. Если решение этих конфликтов сдвинется с мертвой точки, если стороны согласятся в том, что ЕС может играть такую роль, тогда можно будет рассматривать такой запрос. Мы во многих регионах мира проводим такие операции.
-- То есть преждевременно говорить о выводе российских миротворцев?-- Я бы не стал ставить вопрос так. Это второстепенно. Главное -- найти рамки решения конфликтов. Потом можно говорить о форматах миротворческих усилий.