Время новостей
     N°5, 21 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2008
Княгиня Свобода
Елену Павловну Романову почтили в Русском музее
Накануне Нового года был открыт для обозрения реконструированный ансамбль парадного двора (курдонер) Михайловского дворца. Напомним, что Михайловский дворец -- главная экспозиционная площадка Русского музея. Парадный двор освободили от серебристых елей, придававших ансамблю сходство с обкомом КПСС. В советское время лишь памятник Пушкину вместо непременного Ленина указывал на иную, культурную, функцию здания. Построенный в 1819--1825 годах для младшего сына Павла I великого князя Михаила Павловича, сто десять лет назад дворец был преобразован архитектором Свиньиным в Русский музей императора Александра III. С того момента все связанное с главным архитектором дворца Карло Росси и прежними владельцами ушло в тень, за исключением сохранившего роскошь не только отделки, но и убранства Белого зала -- того самого, в котором Б.Н. Ельцин назвал бывшую имперскую столицу культурной столицей России.

Благодаря двухсотлетию со дня рождения супруги первого владельца, великой княгини Елены Павловны и 110-летию со дня открытия музея была устроена экспозиция, посвященная истории здания и личности супруги великого князя Михаила, последнего сына Павла I, того «романтического императора», чей замок-тезка (тоже Михайловский) находится по соседству от дворца. Возможно, именно поэтому куратором выставки стала заведующая филиала Русского музея -- Михайловского замка -- Е.Я. Кальницкая. Благодаря ее стараниям портрет Елены Павловны работы Жозефа Дезире Кура (1842), который на десятилетия был сослан на чердак, где находятся фонды живописи, вернулся на парадный этаж. Полотно представляет незаурядную даму после рождения пяти дочерей, накануне смерти мужа и кончины двух из доживших до того момента детей (двое младших умерли младенцами). Справившись с трагедиями, великая княгиня Елена Павловна не только пережила, но и в известной степени затмила мужа.

Документы и портреты помогают понять масштаб личности бывшей Вюртембергской принцессы Фредерики-Шарлотты-Марии. В числе ее знакомых были, например, Василий Андреевич Жуковский, Петр Андреевич Вяземский, Михаил Юрьевич Вильегорский, Иван Константинович Айвазовский, Василий Яковлевич Струве -- известный русский астроном, ставший первым директором Пулковской обсерватории. Александру Иванову княгиня дала денег на доставку полотна «Явление Христа народу» в Россию и на изготовление его фотокопий, стоивших в то время очень дорого. От императора Николая I Елена Павловна заслужила звание «ученый нашего семейства» (подтверждение тому коллекция минералов, собственноручно собранная героиней выставки в Италии, преимущественно в Неаполе, и переданная позднее в распоряжение Музея Горного института). Петербургское общество подарило княгине титул Princesse La Liberte (Княгиня Свобода). Своих крепостных крестьян Елена Павловна отпустила на волю за несколько лет до крестьянской реформы. Она была хозяйкой знаменитого салона, ее «четверги» получили название «морганатических вечеров», ибо именно здесь члены императорской фамилии встречались с лицами, официально ко двору не представленными. Обсуждались не только планы освобождения крестьян и преобразования, реализованные в ходе великих реформ, но и идея создания в столице Русского музыкального общества, во главе которого встал А.Г. Рубинштейн, открытия музыкальных классов, предшествовавших появлению Консерватории. Несколько раньше, в годы Крымской войны (1853--1856) Елена Павловна организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, члены которой спасли десятки тысяч русских воинов в Севастополе. Уже после ее смерти мысль об институте усовершенствования врачей воплотилась в виде Клинического института Великой княгини Елены Павловны (ныне Медицинская академия последипломного образования).

Надо надеяться, что усилия, потраченные на организацию выставки и издание замечательного каталога, не пропадут и знакомство с жизнью великолепного Михайловского дворца и его владельцев будет продолжено. Кажется очевидной и потребность в постоянной экспозиции, посвященной истории здания.

Владимир ПРОКОФЬЕВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Выставки