|
|
N°24, 11 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Второе дыхание «кассетного» скандала
Под президентом Кучмой опять зашаталось кресло
Уже забытый было «кассетный» скандал, начавшийся в ноябре 2000 года после обнародования шокирующих записей разговоров из кабинета Леонида Кучмы, обрел второе дыхание. В пятницу на пресс-конференции в Вашингтоне Александр Жир, глава специальной парламентской комиссии по расследованию дела исчезнувшего журналиста Георгия Гонгадзе, обнародовал результаты экспертизы пленок, записанных бывшим офицером президентской охраны Николаем Мельниченко. Лабораторные исследования проводила американская фирма Bac Tech, прежде всего ее интересовали фрагменты, связанные с делом Гонгадзе. Оппозиция давно обвиняет президента в том, что именно он «заказал» репортера.
Проанализированные эпизоды «являются цельными записями, в которых нет никаких признаков изменения или редактирования звуковой информации». «Поток речи... свидетельствует, что отрывки фраз или предложений не были сведены вместе с помощью отдельных звуков, слов или коротких фраз». Брюс Кениг, глава фирмы, заявил Жиру, что готов доказать свою правоту в суде любой юрисдикции. Г-н Кениг, известный эксперт в своей области, занимался экспертизой пленок, связанных с уотергейтским скандалом. Он 20 лет работал в ФБР ведущим специалистом по анализу аудио- и видеоматериалов. Сейчас он сотрудничает с международным Гаагским трибуналом. Украинские оппозиционные СМИ утверждают, что Кениг давал заключение по акустическим аспектам расследования убийства президента Кеннеди и покушения на Рейгана. На всех 320 судебных слушаниях в Европе и США, к которым привлекался Кениг, данные его экспертизы принимались во внимание и влияли на вынесение судебных вердиктов. Экспертизу пленок Мельниченко Кенигу поручили по рекомендации ФБР.
Лидеры украинской оппозиции уверены, что выводы экспертизы дают основания начать процессы над режимом Кучмы в судах иностранной юрисдикции (украинские слишком зависят от власти, чтобы себе такое позволить). «Если не будет соответствующих решений на Украине, я буду одним из тех, кто инициирует за границей гражданские или уголовные дела по фактам, полученным на основе пленок Мельниченко», -- заявил Александр Жир. О таких же намерениях заявила и жена Георгия Гонгадзе -- Мирослава.
Впрочем, доказать причастность Кучмы к убийству вряд ли удастся -- на пленках нет прямого «заказа» на Георгия. Другое дело -- коррупция. Учитывая, что в заключении в Сан-Франциско находится экс-премьер Павел Лазаренко, готовый доказать причастность Кучмы к хищениям украинской госсобственности в особо крупных размерах и отмыванию «грязных» денег на Западе, пленки Мельниченко могут стать дополнительным аргументом в этом деле. Правда, пока майор утверждает, что, несмотря на требования минюста США, не передал туда никаких записей помимо тех, что касаются Гонгадзе.
По мнению киевских наблюдателей, результаты американской экспертизы свидетельствуют, что администрация Буша не намерена покрывать украинского президента. Видимо, за поддержкой ему вновь, как и полтора года назад, когда начался первый раунд «кассетного» скандала, придется обращаться в Москву. Однако там, судя по всему, уже делают свои ставки. Об этом говорит недавнее голосование в Раде по поводу лишения Лазаренко депутатских полномочий на основании приговора иностранного суда. Рада тем самым создала крайне неприятный для Кучмы прецедент. Так вот «отцами» этого прецедента стали коммунист Георгий Крючков и социал-демократ Виктор Медведчук, оба политика считаются ориентированными на Россию. Именно они -- авторы постановления по поводу лишения Лазаренко депутатского мандата.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев