|
|
N°24, 11 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Здравый смысл требует приватизации
В этом году российское правительство намерено уделять особое внимание приватизации -- такой вывод можно сделать по итогам заседания кабинета в конце минувшей недели. Цель не только пополнить бюджет, но и избавиться от «неэффективной собственности». О том, как аналогичные проблемы решали во Франции, корреспондент газеты «Время новостей» Петр РОЗВАРИН спросил известного экономиста, члена Французской академии Пьера БОШЕ. Правда, сам «бессмертный» (так здесь зовут академиков) предпочитает термин «денационализация». Дело в том, что Франция на протяжении ХХ столетия знала три волны национализации. Первую -- в 30-е годы, когда к власти пришел «Народный фронт». Вторую -- после войны, в 1945--1946 годах. И третью -- в 1981--1982 годах, когда социалист Франсуа Миттеран выиграл президентские выборы.
-- Правда ли, что ни в одной другой стране Западной Европы государственный сектор в экономике так не развит, как во Франции?
-- И да, и нет... Первая и вторая волна национализации затронули только «общественные службы»: транспорт, электричество, уголь, газ, телекоммуникации. Что же касается некоторых промышленных предприятий и банков, то тут национализацию провели социалисты и коммунисты в 1981--1982 годах. И все равно государственные предприятия «не весили» много во всефранцузском масштабе: 20--25% промышленно-финансового потенциала. Все остальное оставалось частным.
-- А как же автогигант Renault?
-- Это исключение из правила. Renault превратился в госпредприятие после конфискации его у владельцев, активно сотрудничавших с гитлеровцами во время войны... На мой взгляд, фирма Renault стала красноречивым примером опрометчивости национализации крупных промышленных предприятий. В нашей стране долго существовало ложное представление о том, будто в государственном секторе индустрии больше средств вкладывается в расширение производства. В доказательство обычно показывали на Renault. До чего доводят безоглядные инвестиции за государственный счет, увидели все: автогигант переживал трудные дни до тех пор, пока не превратился в частное акционерное предприятие в конце 1996 года... Экономика -- наука четкая, и не надо примешивать к ней идеологию.
-- Но разве не идеологическими побуждениями были в первую очередь вызваны экономические пертурбации первых лет французского социализма?
-- Конечно, идеологическими! Без тщательного анализа, впопыхах, произвели повальную национализацию практически всех банков и большинства ведущих промышленных предприятий: «Рон-Пуленк», «Пешине», «Сен-Гобен», «Креди дю Нор», «Дассо-Бреге», «ССФ»... Спешили, стараясь доказать, что популистские обещания не были лишь предвыборной приманкой. И чего добились? Экономика республики, и так начавшей переживать кризис, отчаянных экспериментов не выдержала. Опыт национализированных промышленных групп, банков и финансовых компаний оказался далеко не блестящим. Правительство Пьера Моруа сменил кабинет Лорана Фабиуса, и социалисты, избавившись от обременительных союзников-коммунистов, тихо и стыдливо начали денационализацию некоторых отраслей экономики. Особенно тех, которые пришли к тому времени в плачевное состояние.
-- Но массовое возвращение банков и промышленных групп в частные руки связано прежде всего с Жаком Шираком...
-- Проект Ширака, ставшего премьер-министром, учитывал, что в условиях тотального государственного монополизма, задавившего конкурентную борьбу, экономика стагнирует. Необходимо срочно придать ей новый импульс! Правительство правых и центристов начало широкую приватизацию, но закончить ее не сумело -- в 1988 году Франсуа Миттеран обрел свой второй президентский мандат.
-- Почему же тогда социалисты, опять обретшие всю полноту власти, не подвергли сомнению шираковскую денационализацию?
-- В этом не было никакого смысла. Знаменательно, что ни одно из последующих правительств -- левых ли, правых -- не посмело отказаться от политики приватизации. Никто не решился повернуть назад. Другого выхода для экономики Франции не было и нет.
-- Возможно, за всем этим стояли и чисто денежные резоны?
-- Не знаю. Впрочем, выкупы государством частных банков и предприятий, спровоцированные «левыми», стали для многих великолепной сделкой. Социалисты расплачивались очень щедро, правда из государственной казны.
-- А каковы, на ваш взгляд, пределы денационализации в нынешней Франции?
-- Железнодорожный транспорт, почта, телекоммуникации, электричество, частично медицина должны быть общественными. В национализацию же индустрии, банковской сферы и -- тем паче -- агропромышленного комплекса я не верю. Как сказал один мой друг, «национализировать индустрию -- все равно что надевать гетры на кролика!» Промышленность и финансы должны развиваться только в обстановке либерализма, а значит, конкуренции... В Пятой республике за последние годы совершен практически полный поворот -- от госполитики национализации до госполитики приватизации! И на этот раз идеология ни при чем, просто таковы требования экономики и здравого смысла.
беседовал Петр РОЗВАРИН