Время новостей
     N°5, 21 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2008
Пою мое Отечество
МЭРТ подготовил концепцию продвижения российских брендов
Вызывавшие бурю эмоций среди российских юмористов призывы поддержать отечественного производителя были не чем иным, как первой попыткой создать положительный имидж страны. Ведь среди немалого количества проблем, решением которых вынуждены заниматься российские власти, есть и такая -- к России плохо относятся. Наши люди слывут за границей угрюмыми и агрессивными, власти -- сплошь коррумпированными, а ведение бизнеса в стране -- делом крайне рискованным. Внутри страны отношение к самим себе намного лучше, но к товарам отечественного производства еще хуже, чем у иностранцев. Многие российские компании специально берут иностранные названия, чтобы не напоминать лишний раз о своем происхождении. В попытке изменить сложившийся негативный образ Министерство экономического развития подготовило проект концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства.

Еще бывший министр экономического развития Герман Греф сетовал на то, что у России «инвестиционный климат -- хороший, а инвестиционный имидж -- плохой». К слову сказать, несмотря на желание привлечь внимание к отечественному производителю, русского аналога слова «бренд» авторы концепции найти не смогли.

Главная идея концепции заключается в том, что сами товары отечественного производства хорошие, осталось лишь донести эту мысль до потребителей. По мнению авторов концепции, реализация заложенных в нее мер обеспечит рост несырьевого и высокотехнологичного экспорта товаров и услуг, а также привлечет дополнительных туристов. Кроме того, реализация концепции повлечет за собой рост отечественных и иностранных инвестиций, увеличит капитализацию отечественных предприятий, а также будет содействовать одной из важнейших макроэкономических задач, а именно диверсификации экономики.

Для этого все ответственные органы госвласти должны будут по мере сил продвигать за рубежом как бренд страны в целом, так и бренды отдельных российских компаний. Кроме того, концепция предлагает провести «комплекс мер, направленных на обеспечение объективного, свободного от искажений восприятия бренда России». Для этого в Интернете будут созданы специальные сайты, рассказывающие о том, какая прекрасная страна Россия. Внутри страны и за рубежом будут проходить выставки, специально призванные доказать высокое качество отечественных товаров. Кроме того, будет проводиться «анализ восприятия проводимой в стране социально-экономической политики, инвестиционного климата, репутации отечественного бизнеса среди населения, а также в средствах массовой информации в России и за рубежом».

Впрочем, у концепции есть еще одна, не менее важная задача. Хотя Россию постоянно обвиняют в нарушении чужих авторских прав, сама она страдает от нарушения своих ничуть не меньше. Повышение внимания к бренду Россия позволит лучше отстаивать собственные права. Сейчас по сути любая компании в мире может использовать любые российские названия, что и приводит к тому, что «Вологодское» масло производится в Финляндии, а «Русская» водка или автомат Калашникова -- вообще всеми желающими.

Однако ряд экспертов отмечают слишком общие задачи, которые пытается решить концепция. На их взгляд, разумнее было бы не пытаться доказывать, как хороша страна в целом, а сконцентрироваться на ее конкретных преимуществах. Например, так, как Турция рекламирует себя в качестве места для отдыха, а Великобритания -- в качестве лучшего места для получения образования.

Вера СИТНИНА