В этой рубрике "Времени новостей" читайте о значимых политических событиях недели и их влиянии на жизнь страны.
На минувшей неделе пятая Государственная дума приступила к реальной работе. В декабре прошлого года она провела лишь одно срочное заседание для решения организационных вопросов, после чего депутаты под ковром начали делить комитеты и кабинеты. Госдума пообещала принять до лета более шестисот законов. Правда, в официальном плане большая часть законопроектов -- наследство от предыдущего созыва, и многие из них уже с порога отклоняются. Чтобы выглядеть не совсем уж неприлично, депутаты решили одно из заседаний на минувшей неделе отменить и «поработать в комитетах», а то получалось, что на нем новые депутаты будут только заворачивать инициативы старых.
Тем более что спешить думцам некуда -- стратегическая цель нового парламента им все равно еще неясна. В сущности, пока депутаты слоняются по коридорам и на вопросы о главном, по их ощущениям, направлении работы новой Думы отвечают, что еще не разобрались. Наверное, единороссы будут работать на «план Медведева», которого пока никто в точности не знает, а уцелевшие системные оппозиционеры слегка удивлены отсутствием борьбы против себя. Единороссы даже им отдали несколько думских комитетов, настолько перестали бояться и уверились в своей стабильности. Оппозиционеры догадываются, что в Думу их избирали для сохранения обещанного всем статус-кво. Потому и советы палаты короткие, и заседания редкие, и кардинальных политических перемен парламентарии не обещают. До выборов.
Сегодня Центризбирком должен зарегистрировать основного кандидата в президенты России Дмитрия Медведева. После чего г-н Медведев сможет официально начать агитировать за себя -- до сих пор он делал это в рамках своей основной работы первым вице-премьером. Теперь поездки по регионам, встречи с рыбаками и фермерами будут оплачиваться из избирательного фонда и называться «избирательной кампанией». Национальные проекты станут государственными программами, а Дмитрий Медведев будет по-прежнему мягким и сдержанным. Несомненно, Кремль хочет сделать избирательную кампанию максимально спокойной и гладкой. Глядишь, и самого
непроходного из оппозиционных кандидатов Михаила Касьянова зарегистрируют в ЦИК, чтобы не шумел.
Окончательное количество кандидатов в президенты России мы узнаем 27 января, правда, в течении политической жизни это мало что изменит. Что им делать дальше, решительно непонятно. Уже и лицо сохранять в такой ситуации как-то не нужно -- даже избиратели все про них поняли. Говорить нечего, деньги тратить не хочется, так что не ждите бурной избирательной борьбы. Аналитики еще робко надеются на то, что Владимир Путин в своей манере преподнесет сюрприз и им будет чему удивляться. Но сюрпризы, кажется, начнутся уже после 2 марта. Причем прогнозы экспертам построить очень непросто, вроде и сменится власть, а вроде и останется. Вроде и не поменяется курс Путина, а не бывает так, чтобы первый человек в государстве ушел, а все остались на своих местах и при своих. А примеры двоевластия вспоминать пока не хочется, кончались они неважно -- так можно и карьере повредить.
Правда, некоторые кадровые изменения прогнозировать можно, например, в составе региональных лидеров. Дело даже не в том, что некоторые губернаторы на думской кампании недобрали процентов «Единой России», результат ведь все равно убедительный.
Пока только ярославский губернатор Анатолий Лисицын опередил события и ушел со своего поста в Госдуму.
История сложных отношений г-на Лисицына и федеральных властей достойна книги, и далее испытывать судьбу он не решился. Но начнется все, скорее всего, с национальных республик, где у партии власти и преемника проценты запредельные. Национальные лидеры, долго державшиеся как раз за национальный вопрос и собственную вертикаль власти, существовали так долго, что уже приучили всех к своей несменяемости. Некоторым даже удалось уже при путинской власти выбить себе формальные преференции. Но примерно год назад энергоресурсы, обеспечивавшие немалую степень стабильности в этих регионах, стали постепенно переходить не только к федеральному центру, но и к новым неместным хозяевам.
На прошлой неделе активизировались слухи о смене президентов Татарстана Минтимера Шаймиева и Башкортостана Муртазы Рахимова. «Снимают» этих старожилов давно и безуспешно, а новая волна слухов, возможно, возникла только на фоне всеобщего затишья. И хотя с либеральным, социально ориентированным президентом силовых вариантов выяснения отношений не ждут, без выборов и без нефти они рискуют стать жертвами собственного окружения.