|
|
N°24, 11 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бельмондо ничем не остановишь
Первую медаль для России выиграла Лариса Лазутина
Лыжи на этой Олимпиаде -- мероприятие сугубо раннее. Старт женской гонки на 15 километров с масс-стартом был назначен на 9.00 по местному времени, а стало быть, именно на долю лыжниц выпала честь стать первыми медалистами Олимпиады.
Мы не без оснований надеялись и рассчитывали, что праздник придет на нашу улицу. Это было важно и с моральной точки зрения, поскольку этот старт мог дать эмоциональный настрой всей российской делегации.
На гонки с масс-стартом самое непосредственное влияние оказывает положение в Кубке мира, и уже по номерам участниц можно было вычислить главных действующих лиц. Открывали стартовый протокол наши Юлия Чепалова и Лариса Лазутина, а вслед за ними стояли итальянка Стефания Бельмондо и чешка Катерина Нейманова. И хотя наши тренеры неустанно твердили о том, что «выстрелить» может любая из участниц, известная доля лукавства в этом все же была. Мы в своем журналистском кругу сразу выделяли вышеуказанную четверку, а стало быть, мысленно возвели как минимум одну из наших участниц на пьедестал. Увы, наши выкладки подтвердились, но полного чувства удовлетворения это не принесло.
Стадион в Солдатском овраге устроен так, что участники лишь на непродолжительные отрезки исчезают из поля зрения, и практически все время можно было наблюдать за плотной лидирующей группой, где самым активным образом задавали тон россиянки. Правда, внимательно разглядеть гонщиц удалось, лишь когда они пробежали по стадиону вблизи трибун. Тогда показалось, что несколько тяжеловато преодолевает подъем итальянка Бельмондо, а когда в промежутке между 9-м и 11-м километрами опытная гонщица откатилась с лидирующей позиции на 10-е место с 10-секундным отставанием, мы облегченно вздохнули -- выдохлась.
Однако удивительная итальянская лыжница совершила очередной подвиг, при этом едва не зарыдав прямо по ходу гонки. «У меня сломалась палка примерно за 4 километра до финиша, -- рассказывала потом Бельмондо. -- Благо, достаточно быстро мне отдал свою один из стоявших поблизости французов. Но его палка для меня была слишком длинной, и я чувствовала, как теряю драгоценные секунды. Я готова была разреветься от отчаяния, но тут, как в сказке, рядом вырос мой тренер и передал идеально подобранную под мой рост палку. Но секунд 8--10 я все же успела потерять». Как показали дальнейшие события, даже эта маленькая трагедия остановить Бельмондо не смогла.
Интересно, что непосредственной участницей того злополучного эпизода стала наша Ольга Завьялова. «А ведь это я сломала Стефании палку, -- созналась Ольга. -- Причем совершенно случайно, ударив по ней своей. В тот момент мне было очень жаль итальянку, но надо было продолжать борьбу, и я оставила ее позади». А теперь можете представить, с какой скоростью рванула к финишу Бельмондо, если за оставшиеся четыре километра она выиграла у Завьяловой (12-е место) 59(!) секунд.
Развязка гонки произошла непосредственно в финишном створе, куда поочередно ворвались две пары дуэлянток. И если победа в споре за «бронзу» признанного спринтера Неймановой над Чепаловой сомнений не вызывала, то Лазутина ворвалась на финишную прямую первой. Но наши надежды быстро рассеялись: итальянка шла явно быстрее. Интересно, что свою первую в карьере победу на этапе Кубка мира Бельмондо одержала в 1989 году именно в Солт-Лейк-Сити.
После финиша Лариса Лазутина заверила, что сделала все возможное, но соперница была сильнее. Нам же осталось только сожалеть, соглашаясь с очевидным. Более всего обидно, что мы не увидели каких-либо проявлений командной тактики, которые были вполне возможны в гонке с общим стартом. Каждая из россиянок бежала сама за себя. «Борьба в этой гонке была бестактной и жесткой. Чувствовалось, что никто из нас давно не бегал гонок с масс-стартом. Мне, например, постоянно наступала на лыжи итальянка Перуцци. Ничего, Олимпиада только начинается, и мы себя еще проявим», -- подытожила Юлия Чепалова.
То, как надо работать командой, показали в гонке на 30 километров австрийские лыжники, имя одного из которых невольно наводит грусть -- Михаил Ботвинов. В этот день никто не мог даже в мечтах удержаться за испанцем Йоханом Мюллегом, зато бывший россиянин вместе Кристаном Хофманном заняли оставшиеся ступеньки пьедестала.
Ждем сюрпризов от Грушина
После первого дня лыжной программы Игр корреспондент газеты «Время новостей» побеседовал с генеральным секретарем Федерации лыжных гонок России Александром КРАВЦОВЫМ.
--Вы, как тренер Ларисы Лазутиной, довольны исходом гонки?
-- Детально с Ларисой я еще не разговаривал, поскольку ее более двух часов продержали на допинг-контроле. Скажу только, что она сделала максимум возможного. Сегодня Бельмондо на финише обыграть было очень трудно.
-- Можно сказать, что мы потеряли плановое «золото»?
--Как такового плана нет. Существует примерная программа, направленная на достижение определенного результата. Я бы не сказал, что именно на эту гонку делалась особая ставка. Конечно, мы в большей степени могли рассчитывать на успешное выступление Юли Чепаловой. Но у нее гонка не получилась. Хотя четвертое место на Олимпиаде тоже почетно.
-- Как вы расцениваете итоги мужской гонки?
-- В такой компании 8-е и 9-е места Крянина и Большакова выглядят достойно. Думаю, что наставник мужской сборной Грушин пока не двинул в бой основные силы. В этом плане надо знать Александра Алексеевича -- у него всегда что-нибудь припасено.
-- Каковы особенности гонок с масс-стартом?
-- Их надо уметь бегать. И мое мнение, что в России надо больше проводить массовых стартов. В прошлом году мы уже на этом обожглись на юниорском первенстве мира. На своем отборе мы бежим обычные гонки, а на международном уровне -- масс-старт. Надо стараться программу отбора полностью выдерживать по правилам будущего чемпионата.
-- В сегодняшних гонках сильно изменились бы итоговые результаты, если бы лыжники стартовали привычным раздельным порядком?
-- Ничуть, сегодняшние результаты справедливы.
-- Как повлияла на команду ситуация с дисквалификацией Барановой?
-- А как вы думаете? Ведь речь идет о некорректно сфабрикованном обвинении. Нарушена процедура, и тут не о чем говорить. На эту проблему надо смотреть шире. Все считают, что лыжные федерации должны знать, какую программу проводит Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) и в каких объемах. А так нас буквально замучили этими проверками. Тем более что, по свидетельству представляющего в ВАДЕ Россию господина Дурманова, все эти пробы не до конца гарантируют точность проверки.
-- После этого скандала изменилось ли отношение к нашей команде со стороны других сборных, организаторов, судей?
-- У меня таких ощущений нет. Более того, я знаю, что шведские и финские лыжники поддерживают наши требования. Они также хотят, чтобы в системе допинг-контроля был наведен порядок, все знали свои права и порядок процедур.
Владимир СТЕЦКО, Солт-Лейк-Сити