|
|
N°139, 04 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новая упаковка Энди Уорхола
Вчера в Эрмитаже открылась выставка знаменитого американца
Экспозиция «Энди Уорхол (1928--1987), жизнь и творчество» путешествует по странам Восточной Европы уже год, в ее планах популяризация американского искусства в местах, где его еще не все знают. В Петербург выставка приехала из Алма-Аты, до того была в Вильнюсе, Киеве, Будапеште, потом отправится в Словакию (в отечество родителей прославленного художника), потом в Латвию, а в мае ее дождется Москва.
Инициатива выставки принадлежит музею Энди Уорхола в Питтсбурге, при поддержке госдепартамента США. Музей является частью пенсильванского Института Карнеги, основан в 1994 году. Его экспозиция размещается на семи этажах, а фонд музея насчитывает более четырех тысяч произведений патриарха поп-культуры. Музей занимается активной просветительской деятельностью, проводит множество культурных акций, имеет ряд образовательных программ для тех, кого интересует современное искусство и поп-культура. В распоряжении музея несколько передвижных ретроспективных выставок, одна из которых и гостит сейчас в Петербурге.
Нынешнее турне спонсирует концерн BMW AG, предоставивший для экспозиции автомобиль, собственноручно (в буквальном смысле, поскольку в это время Уорхол был одержим передачей идеи скорости через движения кисти и отпечатки пальцев) разрисованный Уорхолом в 1979 году. Автомобиль сейчас стоит на первом этаже Зимнего дворца, в непосредственной близости от погребальной колесницы вождя из Пазырыка -- выставку Уорхола было решено разместить в Кутузовской галерее, по соседству с отделом первобытного искусства. Далее в пяти залах расположились еще 80 работ мастера: ранняя графика, дизайнерские разработки, знаменитая шелкография, портреты Мао, знаки доллара, ножи, кресты и пистолеты...
Открытие выставки привлекло множество публики, обычно музей не посещающей. Скопление народа было беспримерным для и без того довольно популярного музея, а игра рок-группы, присутствие среди гостей звезд питерского андеграунда и благосклонное внимание самого Бориса Гребенщикова позволили сотрудникам музея сделать заключение о вторжении под его благородную сень современного дыхания.
Произведения Уорхола выставляются в России не первый раз, но в 1978 году, еще при жизни художника, они были лишь частью ретроспективы американского искусства. Ныне, когда среди залов Эрмитажа лежат подлинные коробки от кетчупа «Хайнц», со стен смотрят шелкографические лики Жаклин Кеннеди, и можно самому лицезреть мужские гениталии «Крылатой феи», сакральность «настоящей американской культуры» можно считать окончательно попранной. По воле судьбы ретроспективные выставки певца массового производства становятся продолжением его креативных жестов -- вроде консервных банок с супом «Кэмпбелл», помещенных в художественное пространство. Сегодня сам Уорхол является экспонатом, объектом разглядывания и глобальной идеи торжества потребления.
Глеб МЫШКИН