Время новостей
     N°3, 17 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.01.2008
На всякий чрезвычайный случай
Для спасения от будущих землетрясений Стамбулу предложили переехать
Крупнейшему городу Турции предложено сменить прописку. Недавно на публику был вынесен уникальный проект Стамбула-2, разработанный профессором американского университета Пердью (Purdue University) Мете Сезеном. По его плану рядом с историческим мегаполисом должен появиться город-дублер, рассчитанный на 4--6 млн жителей. Второй Стамбул в отличие от своего предшественника проектировался с учетом сейсмической опасности региона. Автор проекта оптимистично считает, что на строительство сейсмоустойчивого города-дублера может уйти шесть лет и 150 млрд лир (около 130 млрд долл.). Затраты на постройку нового Стамбула, впрочем, должны когда-нибудь окупиться -- ведь здания в нем не будут страдать от сильных землетрясений, наносящих значительный ущерб древнему городу.

«Это проект нового города-спутника близ Стамбула. «Кибергород» будет устойчив к землетрясениям. Он расположится в получасе езды на поезде от Стамбула», -- цитирует Сезена газета «Хюрриет». Ученый утверждает, что со временем в безопасный сейсмоустойчивый город можно будет перевести все правительственные здания, банки, больницы. Даже после землетрясения их работа не будет нарушена -- будь это даже такой подземный толчок, какой случился 17 августа 1999 года (7,4 балла по шкале Рихтера). Кроме того, новый город предполагается оснастить суперсовременной техникой.

Тем не менее здания Стамбула-2 должны быть построены с учетом турецких архитектурных традиций. А вот улицы в отличие от улиц старого «города контрастов» будут не узкими и извилистыми, а, наоборот, широкими и прямыми. Новодел будет состоять из четырех больших районов. Все это уже сейчас можно увидеть в Интернете -- Сезен со своими соавторами (вместе с ним над проектом работали еще 15 турецких, американских и японских ученых) выложил на сайт университета ролик-мультфильм, демонстрирующий все детали проекта.

Где именно будет располагаться новый Стамбул, пока неясно. Известно только, что, во-первых, он будет находиться на берегу Черного моря, а во-вторых, какое бы место ни выбрали для строительства города-спутника, от него можно будет легко добраться до центра старого Стамбула. Согласно проекту между новым и старым городом должна быть построена скоростная железнодорожная линия.

Воплощение идеи Сезена в мультипликационном ролике выглядит весьма футуристично -- этакий «город будущего» с прямыми проспектами и бульварами, коробками многоквартирных домов, впечатляющими небоскребами бизнес-квартала, отелями, современным транспортным центром и прочей инфраструктурой вплоть до курорта. Он кажется скорее забавной фантазией, чем реальным проектом. Впрочем, некогда и бразильская идея создания новой столицы в центре страны выглядела утопичной, но ее все же реализовали. Сезену в этом смысле проще, чем Нимейеру: профессор собирается строить не новый город в глуши, а сейсмоустойчивую «пристройку» к историческому мегаполису.

Пока гром не грянет

Турецко-американская идея по строительству сейсмоустойчивого города (точнее, района, все-таки Стамбул-2 не заменит полностью старый многомиллионный мегаполис) выглядит весьма удивительно. В то, что ее реализуют, увы, не очень верится. Все-таки такие проекты очень дороги, да и надежда на авось не только русское свойство. Однако природа сама устанавливает правила строительства.

Так, например, произошло в Сан-Франциско после катастрофического землетрясения 1906 года. После этого правила возведения новых зданий в Калифорнии только ужесточались. Так же вызубрила свой урок Япония, которую трясет настолько регулярно, что правилам поведения во время толчков учат детей в школе. Новые здания взамен старых конструируются по самым строгим правилам сейсмоустойчивости. Так перестраивались и столицы советских среднеазиатских республик -- Ашхабад и Ташкент, разрушенные в 1948 и 1966 годах. Однако во всех этих случаях города оставались там же, где были, строить новый Ашхабад по соседству со старым или Нью-Сан-Франциско никто всерьез не собирался.

Впрочем, нередко предлагалось не строить более безопасный город, а просто перенести столицу или административный центр в другое, более спокойное место. Например, когда казахский президент Нурсултан Назарбаев переводил столицу из Алма-Аты в Астану, одним из мотивов (правда, по-видимому, далеко не самым главным) было то, что город расположен в сейсмоопасном районе предгорий Тянь-Шаня. Любопытно, что это не первый случай, когда власть пыталась покинуть Алма-Ату. В 1887 году здесь произошло разрушительное землетрясение, и тогда предлагалась идея перевести административный центр из Верного (название Алма-Аты до 1921 года) куда-нибудь еще, где не так трясет.

Достаточно регулярно предложения по перевозу столицы в более безопасное место появляются и в Иране. Исламскую республику трясет весьма часто: к примеру, в 2003 году сильнейшие толки практически разрушили древний город Бам, где погибло 26 тыс. человек, в марте 2006 года сильное землетрясение случилось в провинции Лорестан. Тегеран тоже расположен в сейсмоопасном месте и, как считают ученые, может серьезно пострадать в случае сильных колебаний земли. Но дальше разговоров иранцы не продвинулись.

Стамбул на пороховой бочке

Подоплека стамбульской истории в чем-то сходна с тегеранской. Идею о строительстве сейсмоустойчивого второго Стамбула подпитывают обоснованные опасения нового землетрясения в районе Мраморного моря. Малая Азия -- одна из самых сейсмоопасных территорий планеты, значительные колебания земли тут случаются нередко. Последние серьезные толчки (5,3 балла) были зафиксированы в районе столицы страны Анкары в самом конце декабря прошлого года. До этого землетрясения такой силы фиксировались в январе 2007 года на востоке страны и в октябре 2006 на северо-западе. Но самые сильные катастрофы произошли в 1999 году.

17 августа 1999 года подземные толчки силой 7,4 балла трясли двухсоттысячный город Измит, который расположен всего в 80 километрах от Стамбула. В городе было разрушено множество построек, погибло около 17 тыс. человек. Через три месяца, 12 ноября, Измит тряхнуло еще раз: сила колебаний составила 7,1 балла, тогда погибло около 500 человек. После этих землетрясений специалисты говорили о том, что большинство разрушенных зданий не были рассчитаны на такие подземные толчки и оказались непрочными.

Измит явно не исключение из общих правил, и строят в Турции в большинстве мест без учета возможности разрушительных колебаний земли. После землетрясений 1999 года заговорили о том, что случись такая катастрофа в соседнем Стамбуле, где проживает более 10 млн человек, число жертв может пойти на десятки и даже сотни тысяч. Еще в 2005 году сообщалось о том, что, по прогнозам ученых, в ближайшие тридцать лет вблизи мегаполиса должно произойти землетрясение силой около 7,5 балла. Его эпицентр будет располагаться в Мраморном море всего в 10 километрах от города.

Эта проблема обсуждалась в парламенте страны, где выступал и заместитель премьера Мехмет Али Шахин. Он тогда заявлял, что «на 100% Стамбул не готов» к катастрофическим подвижкам земной коры, и подчеркивал, что в городе имеется около 50 тыс. незаконно построенных зданий, которые нужно сносить, пока не поздно. Руководитель палаты геофизиков Турции Ахмет Эрджан приводил еще более шокирующие данные, утверждая, что с нарушениями градостроительных нормативов в Стамбуле построено около 70% домов.

Прогноз ученых в 2005 году говорил, что грядущее сильное землетрясение уничтожит десятую часть зданий средней этажности, ущерб от разрушений построек и коммуникаций достигнет 80 млрд долл., будут парализованы транспортное сообщение, работа городских служб, деятельность турецких банков, штаб-квартиры которых располагаются в Стамбуле, считающемся финансовой столицей республики. Но до массовой замены старых ненадежных домов новыми, сейсмоустойчивыми постройками дело тогда не дошло, хотя тот же Ахмет Эрджан утверждал, что это обойдется дешевле, чем восстанавливать город после катастрофы. По его словам, возведение безопасных домов должно было уложиться в 7,2 млрд долларов.

Маленькие переселения городов

Возможно, на полуфантастический проект по строительству второго Стамбула у турков даже найдутся деньги (а потребуется, видимо, больше, чем названные Сезеном 150 млрд лир, поскольку государственные проекты не так уж часто укладываются в названные сметы). Но дело не только в финансировании, но и в человеческой психологии. При переносе или перестройке городов могут возникать проблемы, связанные с неготовностью жителей переезжать на новое место. К примеру, после землетрясения, разрушившего иранский Бам, предлагалось переселить уцелевших жителей на новое место, но те попросту отказались покидать свои родные руины.

Впрочем, несколько проектов перемещения городов -- или, точнее, выжившего населения -- реализовалось. Но все эти города были сравнительно небольшими, до Стамбула им было далеко. Например, в 1964 году пришлось переместить на новое место порт Валдиз на Аляске. Старое поселение было разрушено оползнем: часть городка просто съехала в море.

В России наиболее известна трагическая история сахалинского Нефтегорска, разрушенного сильнейшим землетрясением в 1995 году. Тогда погибло более половины из 3,5 тыс. жителей. Оставшихся в живых переселили в другие поселки. Аналогичный проект по переселению должен был реализовываться в Корякии: там в апреле 2006 года сильное землетрясение разрушило поселки Корф и Тиличики. Предполагалось закрыть эти населенные пункты и построить для жителей новые дома в другом месте, тем более что эксперты определили, что эти поселки находятся в сейсмоопасной зоне. Однако пока и в Корфе, и в Тиличиках продолжают жить люди. Еще одно переселение прошло в Республике Алтай. Здесь в 2003 году землетрясение силой в 8 баллов разрушило поселок Бельтир. В течение нескольких лет для местных жителей был выстроен Новый Бельтир.

Последний по времени проект закрытия разрушенного города должен был реализовываться в Пакистане. Власти Исламабада в 2006 году приняли решение не восстанавливать 300-тысячный город Балакот, пострадавший от катастрофического Кашмирского землетрясения в октябре 2005 года. Тогда в Пакистане, Индии и Афганистане погибло в общей сложности более 73 тыс. человек, и наибольшие разрушения случились именно в Балакоте. Новое поселение должно было возводиться в безопасном месте, где, как обещал президент Пакистана Первез Мушарраф, должны быть построены сейсмостойкие здания. Однако даже проект нового Балакота не столь масштабен, как Стамбул-2.




Наводнения, войны и другие катастрофы

Примеров переноса городов из-за землетрясений в истории человечества не так уж много. Возможно, из-за того, что колебания земли случаются не так часто, как иные катастрофы. Гораздо чаще города переезжают по иным причинам. И по большей части люди меняют место жительства вовсе не из-за причуд природы, а по собственной вине. Человечество само по себе гораздо более разрушительная сила, чем вулканы или паводки.

Например, в отечественной истории известно несколько случаев, когда люди снимались с насиженного места из-за наводнений. Так, в 1812 году сдвинулся на несколько километров знаменитый «каторжный город» Нерчинск (ныне Читинская область). До этого он более полутора столетий сопротивлялся натиску реки Нерчи, которая постепенно подмывала острог. В конце концов стихия победила человека, город пришлось перенести подальше от топкого места. Такая же история произошла с одним из старейших русских поселений за Уралом -- Нарымом. Впервые этот острог построили на берегу Оби в 1596 году. Но вскоре выяснилось, что место затопляется при паводках, и городок в 1619 году перенесли. Правда, градостроители ошиблись, и через 13 лет Нарым вынужден был переехать во второй раз. Еще не забылась и история с якутским городом Ленск, затопленным разливом Лены в 2001 году. Тогда всерьез обсуждалась возможность переноса населенного пункта, но было решено отстроить Ленск заново на старом месте.

Но это были единичные случаи. А вот уже в советское время бегство городов от наступающей воды стало массовым явлением: началось строительство ГЭС на равнинных реках. Только на Волге было выстроено несколько плотин, удерживающих Рыбинское и Московское море, Куйбышевское, Чебоксарское, Волжское и несколько других крупных водохранилищ. Оказались затоплены десятки городов и сел, которые пришлось отстраивать заново. Под водой оказались Молога, Калязин, Пучеж, Весьегонск, Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти). На Оби при строительстве Новосибирского водохранилища пришлось переносить повыше город Бердск. Впрочем, рекорд по переселению народа из-за строительства плотин держит, по-видимому, не Россия, а Китай. Здесь в 2000-х годах при строительстве колоссальной ГЭС «Три ущелья» на реке Янцзы переселили более 1,2 млн человек, в том числе большой город Юнань.

Однако города могут кочевать и не только по объективным причинам, но и по мановению властной руки. Из крупных российских городов своеобразный рекорд удерживает Оренбург, который переезжал дважды. Впервые его начали строить еще в 1735 году. Успели заложить крепость, немного обустроить место будущего пограничного форпоста России, но через пару лет в регионе сменился руководитель. Новый наместник Василий Татищев решил, что место выбрано неудачно (мешали то ли паводки, то ли нападения местных кочевых племен, то ли транспортные трудности при сношениях с центральной частью России). Вскоре он добился того, что в Петербурге согласились заложить второй Оренбург ниже по течению реки. В 1740 году началось строительство очередного острога. Но тут вместо Татищева на Яик прислали другого чиновника, которому опять не пришлось по душе место расположения нового города. Он пролоббировал еще один переезд великой стройки, и уже в 1743 году Оренбург наконец откочевал на свое нынешнее место. Переезды городов случались и из-за кровопролитных войн. В отечественной истории самым известным случаем такого перемещения был перенос Рязани. Один из самых старых городов Древней Руси был пожжен татаромонголами в 1237 году и оправиться от этой катастрофы так и не смог. В XIV веке местные князья сменили резиденцию и выселились в Переяславль-Рязанский, который был расположен выше по Оке и дальше от Орды. Постепенно Старая Рязань совсем захирела и обезлюдела, а Переяславль, напротив, возвысился и стал крупным городом. Название «Рязань» тоже переехало вместе с князьями и статусом столицы (хотя официально его присвоили городу лишь в 1778 году). А место старого поселения осталось археологам.

Владимир ДЗАГУТО, Мария РУБИНШТЕЙН