|
|
N°24, 11 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прощание с фантомами
«Партия власти» расстается со своим прошлым
В минувшие выходные российская элита активно прощалась с наследством 1999 года. Сразу три политические организации -- «Единство», «Отечество» и «Вся Россия» -- объявили о самороспуске. Причина -- создание новой партии «Единая Россия», в которую вольются лидеры и активисты распускаемых организаций. «Во имя высших государственных интересов и на благо большинства населения страны мы определили собственные приоритеты, оставив в стороне свои амбиции и узкокорпоративные интересы», -- сказал Сергей Шойгу, теперь уже бывший лидер «Единства».
В 1999 г. создание сразу трех организаций подобного рода (а «Отечество», «Единство» и «Вся Россия» с момента рождения были крайне похожи друг на друга) было самым наглядным признаком раскола номенклатуры. После того как причины раскола были устранены, одновременное существование трех движений стало анахронизмом. «Мы смогли подняться над своей непростой политической историей, а последние два года показали, что все, что объединяет нас, несопоставимо по масштабам с тем, что нас когда-то разъединяло», -- говорит один из лидеров «Всей России» Олег Морозов.
У распущенных организаций была короткая, бурная, но неудачливая жизнь. Ни «Отечеству», ни «Единству», ни (в меньшей степени) «Всей России» не удалось сделать того, о чем мечтали их отцы-основатели и лидеры.
«Отечество», созданное в конце 1998 г., должно было стать трамплином для прыжка Юрия Лужкова в Кремль. Уже в момент создания «Отечество» называли партией власти. Однако организация Лужкова оказалась фантомом -- столичный мэр не сумел ни консолидировать вокруг себя элиты, ни найти противоядия от жесткого предвыборного прессинга, который устроил ему Кремль. «Отечество», взяв в союзники «Всю Россию», по сути провалилось на парламентских выборах-99 и после того было вынуждено пойти на союз и слияние со своими политическими противниками. Причем далеко не на почетных условиях. По словам г-на Шойгу, основой новой партии «Единая Россия» станут партийные организации «Единства».
Организация Сергея Шойгу -- «Единство», или «Медведь»-- выглядит более удачливой, нежели проект г-на Лужкова. Задуманные как противовес «Отечеству», «медведи» с легкостью побили оппонентов, заняв второе место на парламентских выборах и лишь немного уступив коммунистам. Для блока, созданного за три месяца до выборов, это очень хорошо.
Время разочарований наступило для Сергея Шойгу и его коллег после выборов. «Единство» хотело стать партией власти, главной опорой нового президента в публичной политике и Думе. Получилось по-другому: «Единство» стало лишь одним из инструментов для кремлевской администрации. И далеко не самым любимым инструментом. Конечно, в новой партии позиции выходцев из «Единства» будут сильнее, чем у «соотечественников», однако это может служить очень слабым утешением для «медведей». Тоска по несбывшемуся политическому счастью настолько сильна, что на посвященном роспуску съезде «Единства» против решения голосовал сам Сергей Шойгу. «Я знал, что решение будет принято, но, проголосовав против, я хотел передать свои личные ощущения», -- пояснил он свои мотивы.
«Всю Россию» создавали сильные региональные лидеры, чтобы оказывать давление на федеральную власть. Сначала «ВР» блокировалась с «Отечеством», однако когда стало окончательно ясно, что у Юрия Лужкова нет никаких шансов стать президентом, регионалы немедля (и раньше многих) присягнули Владимиру Путину. Однако политическая и лоббистская эффективность «Всей России» оказалась значительно меньше проектной. Именно поэтому региональные лидеры, санкционировавшие создание движения, предпочитают решать вопросы напрямую с президентом и его администрацией.
Впрочем, неудачи и проблемы, кажется, остались в прошлом -- теперь «Единая Россия» может уверенно смотреть в будущее. Новая партия должна набрать на следующих парламентских выборах больше голосов, чем коммунисты и их союзники. Так утверждает сопредседатель «Единой России» мэр Москвы Юрий Лужков. По его словам, новая центристская партия должна стать «основой политической системы новой России». Собственно говоря, примерно об этом г-н Лужков говорил и три года назад. Тогда речь шла об «Отечестве». Том самом, которое в субботу упразднили.
Глеб ЧЕРКАСОВ