Владимир Путин приедет сегодня в столицу Болгарии Софию -- по всей видимости, как говорят в Кремле, это его последний зарубежный визит в качестве президента России (участвовать в таком мероприятии, как открытие Года России в Индии, будет премьер Виктор Зубков). Москва рассчитывала совершить газовый прорыв на Балканах: заключить с болгарским правительством первое соглашение о прокладке
газопровода «Южный поток» и подписать межправительственный договор о сотрудничестве в энергосфере с сербским премьером Воиславом Коштуницей, который должен приехать в Софию завтра. Документ предусматривает
продажу «Газпрому» контрольного пакета сербского нефтяного госконцерна NIS, а также строительство одной из веток «Южного потока» через территорию Сербии на север Италии. Кроме того, министр иностранных дел Сергей Лавров уже анонсировал подписание документов по строительству нефтепровода Бургас--Александруполис и АЭС в Белене.
Вчера выяснилось, что окончательных договоренностей по «Южному потоку» с правительством Болгарии достичь не удалось. Министр экономики и энергетики Петр Димитров заявил в телеэфире, что Болгария и Россия обсуждают права собственности на активы. «Есть вероятность, что мы не сможем подписать соглашение в конце недели и что переговоры будут продолжаться в ходе визита президента России, -- цитирует его Bloomberg. -- Мы хотели бы гарантировать некоторую экономическую выгоду для государства от этого трубопровода. Переговоры сложные».
Источник «Времени новостей» в Кремле признал наличие трудностей с документами по «Южному потоку». По его словам, снять спорные вопросы и выйти на подписание сегодня-завтра вряд ли удастся. Сербский вопрос остался без комментариев.
Между тем в Сербии идет ожесточенная политическая дискуссия о правомерности прямой продажи NIS российской «Газпром нефти» без организации международного тендера, что может помешать г-ну Коштунице заключить сделку с Путиным. При этом палки в колеса активно вставляет западная дипломатия. Американский посол в Болгарии еще на прошлой неделе позволил себе открыто поддержать позицию местного правительства в разногласиях по поводу «Южного потока». А на руководство Сербии мощное политическое давление оказывает Брюссель с целью не допустить укрепления позиций «Газпрома» на Балканах. Москве же крайне важно зафиксировать договоренности по NIS и газопроводу сейчас, ведь в ближайшие выходные в Белграде пройдет первый тур выборов президента.
При этом Москва демонстрирует в продвижении «Южного потока» невиданную прыть. Первый рамочный меморандум между «Газпромом» и итальянской Eni был подписан минувшим летом, осенью в присутствии Путина и премьер-министра Италии Романо Проди компании договорились об ускоренной подготовке технико-экономического обоснования. Однако официальных договоренностей с Болгарией, которая должна стать первой транзитной страной на пути в Центральную и Западную Европу после транспортировки по дну Черного моря, до сих пор не было.
По информации «Времени новостей», София требует, чтобы ей принадлежал как минимум контрольный пакет акций болгарского участка «Южного потока». А также настаивает на гарантиях загрузки трубы по установленным тарифам, что на данной стадии реализации проекта физически невозможно (объемы контрактуются после завершения ТЭО и проведения переговоров с покупателями). Это и поставило запланированное на сегодня подписание на грань срыва.
Балканская кампания Владимира Путина и «Газпрома» так напугала Запад, что стойкость переговорной позиции правительства Болгарии решили поддержать словом из Вашингтона. Посол США в Софии Джон Бейрл выступил с заявлением, что болгарские власти действуют в наилучших интересах Болгарии и стремятся гарантировать компенсацию, если необходимые объемы поставок газа не будут законтрактованы. В «Газпроме» отказались комментировать ситуацию. Однако осведомленный источник отметил, что болгарская сторона выставляет заведомо невыполнимые требования. По информации «Времени новостей», Москва предлагала реализовать в проекте газопровода такую же структуру собственности, как и в нефтяном проекте Бургас--Александруполис (уполномоченной российской компании принадлежит 51%, а Болгария и Греция вольны распоряжаться пакетами по 24,5%).
В деле с сербской NIS и строительством «Южного потока» через Сербию политическая интрига оказалась еще круче. Накануне президентских выборов правящая коалиция, по сути, разошлась по швам в дискуссиях о сделке с «Газпромом». Демократическая партия Сербии во главе с г-ном Коштуницей горячо поддерживает стратегическое партнерство с российским концерном. Партия G17 Plus, возглавляемая министром экономики Младжаном Динкичем, выступает категорически против и настаивает на продаже через аукцион. А сам г-н Динкич называет предложение «Газпрома» унизительно низким (по неофициальным данным, «Газпром» предлагает за контрольный пакет NIS около 500 млн евро деньгами, еще 500 млн евро в виде инвестиций в компанию, а также дает обязательства по прокладке «Южного потока» стоимостью около 1 млрд евро и строительству на территории Сербии подземного газохранилища). Партия президента Бориса Тадича сначала склонялась к поддержке сделки с «Газпромом», однако под нажимом из Брюсселя склонилась к нейтралитету.