Конфликт между российскими властями и Британским советом вступил в новую стадию. Вчера послу России в Лондоне Юрию Федотову в лучших традициях «зеркальной» дипломатии пришлось нанести визит в МИД Великобритании и выслушать мнение главы дипломатической службы Питера Риккеттса о методах, с помощью которых наша страна добивается закрытия отделений этой культурно-просветительской организации, имеющей статус «неминистерского департамента правительства». Ответом же на действия ФСБ, начавшей еще во вторник профилактические беседы с работающими в филиалах БС гражданами России стала приостановка работы отделения в Санкт-Петербурге. К тому же выяснилось, что в ночь на среду был на час задержан руководитель этого отделения Стивен Киннок, которого обвиняют уже персонально в нарушении российского административного законодательства, в частности в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии.
Известие о вызове в Форин-офис, судя по всему, не стало сюрпризом для Юрия Федотова. Посол к этой -- тоже в своем роде профилактической беседе -- явно готовился. После встречи он пояснил, что представители МИД Великобритании конечно же «выразили серьезную озабоченность вокруг деятельности двух региональных отделений Британского совета -- в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге». Однако, как уверяет российский дипломат, он не услышал «новых аргументов, которые могли бы оправдать отказ британских властей от решения закрыть эти офисы».
В свою очередь МИД Великобритании выразил надежду на то, что российские власти найдут возможность сохранить такой канал культурно-просветительского обмена между странами, как Британский совет. «От любой атаки на Британский совет проиграют лишь российские граждане, которые хотят воспользоваться его помощью, а также пострадает репутация российского правительства», -- заявил министр иностранных дел Дэвид Милибэнд.
До прямой «атаки» или силового закрытия отделений Британского совета в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге дело пока не дошло, но определенное моральное давление на сотрудников оказывается. И дело не только в профилактических беседах в ФСБ, которые, по версии отечественных спецслужб, проводятся с работающими в БС российскими гражданами, дабы уберечь последних от «возможного втягивания в качестве инструмента в провокационные игры британцев». Вчера к контрразведчикам подключились и слишком активно демонстрирующие свою лояльность власти студенты -- у здания представительства Британского совета в Екатеринбурге состоялась манифестация, участники которой требовали закрытия филиала. Впрочем, там отделение продолжало работу в обычном режиме, и вешать замок на дверь сотрудники БС не стали.
В Санкт-Петербурге, напротив, стеклянные двери входа в отделение Британского совета были закрыты в течение всей среды. На стекле висело объявление о том, что офис «временно закрыт в связи с последними действиями российских властей». На лестничной площадке около двери тоже толпилась молодежь -- но уже без плакатов и лозунгов. Для тех, кто хотел сдать книги в библиотеку БС, рядом с дверями был поставлен большой железный ящик с отверстием наверху -- книги регулярно с грохотом в него падали.
Закрытию офиса предшествовало задержание накануне директора петербургского отделения Британского совета Стивена Киннока -- якобы за управление автомобилем с дипломатическими номерами в нетрезвом состоянии. Официальная информация генерального консульства Великобритании по этому вопросу на несколько часов опередила официальное заявление ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области. В автоинспекции, судя по всему, долго решали, как именно предать инцидент огласке -- в течение дня на лентах информационных агентств со ссылкой на сотрудников инспекции появлялись даже опровергающие заявления. Однако во второй половине дня официальную версию ГИБДД уже охотно зачитывал по телефону сотрудник отдела по связям с общественностью питерской автоинспекции Андрей Фоминых.
В тексте официального заявления (которое, впрочем, в ГИБДД отказались передать по факсу или электронной почте) утверждается, что 15 января в 23 часа 20 минут наряд ДПС на набережной Фонтанки остановил автомобиль «Вольво» под управлением господина Киннока за нарушение ПДД -- движение под знаком «Проезд запрещен». Сотрудниками службы тут же было выявлено и еще одно правонарушение -- по запаху. Сотрудники ДПС, заподозрив, что водитель находится в состоянии опьянения, предложили ему пройти медицинское освидетельствование, но он отказался. При этом присутствовали двое понятых, так что вся процедура происходила в соответствии с российским законодательством. Инспекторы позвонили в генеральное консульство Великобритании, и позже подъехал один из его сотрудников. «Задержанные гражданин и автомобиль были ему переданы», -- сообщил в завершение г-н Фоминых и добавил, что за отказ пройти освидетельствование можно лишиться водительских прав на срок от шести до 18 месяцев.
Британцы в свою очередь утверждают, что «сильного запаха алкоголя», о котором говорят питерские гаишники, не могло быть по определению -- Стивен Киннок выпил всего один бокал вина и пьяным себя не ощущал. Однако слабое знание российских законов, предполагающих, что независимо от количества выпитого или содержания алкоголя в выдыхаемых парах последнее слово остается за врачом-наркологом, и подвело г-на Киннока.
Впрочем, в консульстве настаивают на том, что этот инцидент не стал бы причиной приостановки работы отделения Британского совета. По официальной информации генконсульства Великобритании, всему виной «профилактические беседы», на которые российских сотрудников отделения вызвали в этот день в ФСБ. Сотрудники питерского филиала БС пока воздерживаются от прямых ответов на вопрос, куда и зачем их вызывали. Они полагают, что двери офиса в Санкт-Петербурге будут открыты уже сегодня или в пятницу, а на следующей неделе скорее всего состоится пресс-конференция, на которой они ответят на все вопросы.