|
|
N°3, 17 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приказано не курить!
В России запретят рекламу табака. Принимая соответствующий закон, думцы (еще прежнего состава), вероятно, надеялись: курить станут меньше. Осмелюсь предположить: вряд ли. «Бездымный» закон (по аналогии с «сухим» в борьбе с пьянством) если что-то и вызовет в душе россиянина, так это протестную реакцию. Во времена горбачевской антиалкогольной кампании в отсутствие водки граждане гнали самогон и пили денатурат. Нынче табак с прилавков не исчезнет, а отсутствие рекламы либо не будет замечено, либо будет воспринято курильщиками как покушение, пусть и слабое, на их свободу глотать дым.
Внешнее воздействие на дурные привычки в России всегда воспринималось крайне болезненно. Да и результата, как правило, не давало. Тому есть и глубинные причины. Часть общества безнадежно больна. А если какая-то надежда и есть, то она в самом носителе болезни -- человеке, в его желании скинуть это личное "иго". Врачи-наркологи признают: алкоголик лишь тогда бросит пить, когда сам этого твердо пожелает. Так и с курильщиком. Причем искренне желающие «завязать» идут на любые меры, в том числе нестандартные. Об этом наша история, действительно имевшая место в жизни.
...Прапорщик Шумилов, техник авторемонтной мастерской, проснулся ночью и привычно потянулся к пачке папирос. Пока в темноте нашарил ее, пока чиркал спичкой, он натужно кашлял, просто заходился. «Не дом -- табакурня, -- проворчала из темноты жена. -- Определенно туберкулез получу».
Стоя в темной кухне у окна и глядя на сверкающий под фонарем снег, Шумилов зло размышлял о своей беспомощности. Курить он бросал много раз, но больше недели не выдерживал. Начиная в мастерской работу, он вникал в нее, прикидывал, как лучше все "обштопать", и при этом неизменно тянулся за папиросой. По-другому не получалось. Поняв, что не уснуть, Шумилов принес бумагу, ручку и стал писать...
Примерно через месяц после той ночи в гарнизон приехал командующий войсками округа проводить инспекторскую проверку. Вызвав к себе командира части, спросил: «Что за человек Шумилов?» «Отличный специалист, пользуется уважением, -- зачастил несколько озадаченный командир. -- Тихий...» «Тихий», -- усмехнулся генерал и протянул комполка листок бумаги.
По мере того как подполковник постигал смысл написанного, уголки рта его опускались, а глаза делались все шире, выражая крайнюю степень удивления: "Командующему войсками округа. Рапорт. Прошу вас дать мне перед строем или письменно приказ бросить курить, так как сам я не смогу. Прапорщик Шумилов". "Накажу прапора, совсем свихнулся", -- подумал про себя комполка.
«Постройте часть на плацу», -- распорядился командующий. На широкой асфальтовой площадке засуетились люди, командир части с оскорбленным лицом выговаривал низенькому и сухому прапорщику. До генерала донеслось: "Додумался... На весь округ..."
Выслушав доклад, генерал вызвал из строя Шумилова и громко, выделяя каждое слово, произнес: «Приказываю прапорщику Шумилову бросить курить! Приказ вступает в силу с момента его отдания».
Шумилов не нарушил приказ, хотя служил еще при двух командующих. Уволившись, в первый же день купил папиросы, какие обычно курил раньше. Затянулся, сморщился и пачку выбросил...
Читатели могут присылать свои истории на электронный адрес автора: poroskov@vremya.ru.
Николай Поросков, «Время новостей»