Главный государственный санитарный врач России, возглавляющий по совместительству «Роспотребнадзор», Геннадий Онищенко вчера резко раскритиковал Министерство транспорта за то, как ведомство решало проблему российских туристов, «застрявших» в конце прошлой недели в Болгарии из-за густого тумана. Г-н Онищенко позволил себе выйти за рамки этой конкретной истории. По его словам, процитированным Интерфаксом, произошедшее в Болгарии «вынуждает в который раз, но теперь уже в публичных масштабах поднять вопрос о несостоятельности позиции Министерства транспорта Российской Федерации, выраженной в приказе №82 от 28 июня 2007 года» (
которым утвержден один из ключевых для гражданской авиации документов -- федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»). Представители Минтранса вчера назвали заявление г-на Онищенко «по меньшей мере некорректным». Пресс-служба ведомства также намекнула, что главный врач не понимает распределения функций и сфер ответственности между различными федеральными агентствами.
Как известно, с 10 по 14 января было отложено несколько авиарейсов из Болгарии в Россию. В результате из балканской страны вовремя не вернулось около 600 российских туристов. Наибольшие испытания выпали на долю 250 из них. Эта группа провела в Болгарии лишние четверо суток и прибыла в Россию только вчера рейсом авиакомпании «Сибирь».
«Происходящее в аэропортах Болгарии и других популярных у россиян местах зимнего отдыха благодаря усилиям российского телевидения в режиме онлайн демонстрирует всю незащищенность россиян перед всесильными авиаперевозчиками», -- заявил по этому поводу г-н Онищенко. Однако главное острие критики он направил на Минтранс и на правила, утвержденные приказом министра транспорта (вступили в силу 27 сентября 2007 года после утверждения Минюстом). Они заменили аналогичный документ, действовавший в советской, а затем и российской гражданской авиации с 1985 года. Важнейшим отличием новых правил от предыдущей версии можно считать положения о том, как именно авиакомпании должны компенсировать своим клиентам задержки или отмену вылета.
Именно практическая реализация этих положений и вызвала неодобрение главного врача страны. «Ситуация на сегодняшний день может быть прокомментирована следующим образом. С одной стороны, существует нормативный акт с очень оптимальным и многообещающим названием, и вроде бы с правовой точки зрения проблема решена. С другой стороны, существуют российские туристы и просто граждане, платящие полновесной монетой авиаперевозчикам за сомнительное удовольствие сутками вместе с маленькими детьми находиться в залах ожидания иностранных портов -- без положенного законом питания, гостиничного обслуживания», -- заявил г-н Онищенко. Причину такого положения он увидел в том, что контроль за соблюдением прав пассажиров Минтранс поручил входящему в состав министерства агентству «Росавиация». «Пренебрегая общей позицией, согласно которой агентства вообще не несут контрольных и надзорных функций, Минтранс как бы надзор поручает своему собственному агентству, -- подчеркнул г-н Онищенко. -- С выходом этого ведомственного документа (приказа Минтранса №82. --
Ред.) Федеральная служба («Роспотребнадзор». --
Ред.) поставила вопрос о его несовместимости с законом «О защите прав потребителей» и, следовательно, о необходимости его отмены правительством Российской Федерации».
Пресс-служба Минтранса в ответ тоже нашла что напомнить критику. «Что касается контроля за выполнением правил, то он осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (не входящей в Минтранс. --
Ред.), а к компетенции «Росавиации» относятся вопросы организации их исполнения», -- говорится в опубликованном вчера пресс-релизе Минтранса. А действия отечественных авиакомпаний в непогоду в Болгарии заслужили полное одобрение министерства. В этом случае «новые федеральные авиационные правила были выполнены перевозчиками в полной мере», -- заявила пресс-служба транспортного ведомства.