Тверской райсуд Москвы вчера приступил к рассмотрению скандального
уголовного дела супругов Татьяны и Игоря Преображенских, получившего название «дело антикваров» и в свое время «обрушившего» российский рынок антиквариата. Владельцы антикварного салона «Русская коллекция» обвиняются в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере, -- продаже поддельных картин классиков русской живописи. Кроме того, они обвиняются в хищении предмета, имеющего особую художественную ценность, а Татьяна Преображенская еще и в уклонении от уплаты налогов. Антиквары по-прежнему настаивают на своей невиновности, более того, как они еще раз заявили на начавшемся вчера суде, их место не на скамье подсудимых, а среди потерпевших.
Обвинительное заключение дела, насчитывающего несколько десятков томов, прокурор изложила вчера лаконично, буквально в нескольких предложениях. Татьяна и Игорь Преображенские обвиняются в совершении пяти эпизодов мошенничества в особо крупном размере. А именно в том, что продали потерпевшему, совладельцу сети автосалонов «Элекс-Полюс» Валерию Узжину пять поддельных картин классиков русской живописи XIX века -- четыре Киселева и одну Орловского. За каждое полотно, оказавшееся впоследствии фальшивкой, потерпевший заплатил владельцам «Русской коллекции» от 3 до 4 млн руб. Еще один преступный эпизод квалифицирован обвинением как хищение предмета, имеющего особую художественную ценность, -- гг. Преображенские якобы похитили у г-на Узжина рисунок картины-плафона Константина Маковского «Обнаженная с тамбурином» стоимостью порядка 800 тыс. руб. Как заявила прокурор, Татьяна Преображенская обвиняется также в уклонении от уплаты налогов с организации на сумму около 4 млн рублей.
Cледствие предполагает, что антиквары совершали мошенничества в составе организованной группы по специально разработанной схеме. По версии следователей, в 2004--2005 годах Преображенские, вступив в сговор с неким Дмитрием Кутейниковым, известным в антикварных кругах как Дима-Бык, закупали на зарубежных аукционах картины европейских художников XIX века, которые по манере письма схожи с произведениями русских классиков, но в десятки раз дешевле.
Так, по данным следствия, Кутейников за 20 тыс. долл. на датском аукционе Brunn Raasmussen приобрел два полотна датского художника Януса Ла Кура и картину Андреаса Лундби. Их переправили в Москву, где немного «дорисовали», подделав подписи русских живописцев, приложили фальшивую экспертизу Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря (ВХНРЦ) и продали г-ну Узжину.
На вчерашнем заседании суда детали преступной схемы не обсуждались. После того как прокурор изложила суть обвинения, был задан вопрос подсудимым, признают ли они вину. «Категорически нет, -- заявил Игорь Преображенский. -- Я не согласен с обвинением, оно голословно и не подтверждено фактами. А свидетельские показания даны людьми, которые либо экономически зависят от Узжина, либо являются нашими конкурентами по антикварному бизнесу, которые заинтересованы в нашем устранении». Татьяна Преображенская также не признала вины. «Считаю, что в деле отсутствует событие преступления, полностью отсутствует мотив, -- сказала она. -- Рисунок Маковского Узжин у меня никогда не покупал, особой ценности он не имеет, экспертиза его не проводилась. Этот рисунок исчез, и его так и не нашли».
По утверждению подсудимой, потерпевший задался целью «истребить ее семью». И поводом для этого стало обращение г-жи Преображенской в правоохранительные органы, в котором она сама обвиняла Узжина в мошенничестве. В свое время, утверждает она, бизнесмен обманул ее, продав помещение под ее новую галерею, которое на самом деле принадлежало другим людям. И именно в отместку, по словам владелицы «Русской коллекции», Узжин подал заявление о мошенничестве на нее саму и ее супруга, и в октябре 2005 года Преображенские были арестованы. В октябре 2006 года их отпустили под подписку о невыезде, но в сентябре прошлого года Татьяну Преображенскую снова арестовали. Официально причиной этого стала инкриминированная следствием особо тяжкая статья УК о хищении ценного художественного предмета, рисунка Маковского. Однако, по другим данным, г-жа Преображенская «слишком затянула» с ознакомлением материалов дела, что препятствовало его скорейшей передаче в суд.
Главным фигурантом «дела антикваров» должен был стать Дмитрий Кутейников, и в этом сходятся все участники процесса. Однако, хотя он числится в розыске, следов его найти не удалось.
Рассмотрение доказательств суд начал с допроса г-на Узжина. Потерпевший при этом выглядел соответствующе -- с огромным синяком на пол-лица (последствия проведенной недавно операции, как пояснил его адвокат), он все-таки решился выступить в суде, «чтобы побыстрее покончить с этим». Свою историю ему разрешили поведать «в свободной форме», и вот как она прозвучала. В марте 2004 года Валерий Узжин впервые столкнулся с прекрасным, посетив очередной антикварный салон, который ежегодно проводится в ЦДХ. Там бизнесмену приглянулась одна картина. «На ней были изображены горы, природа, а я сам родом из деревни, и природу очень люблю», -- рассказывал г-н Узжин. Его партнер по бизнесу Александр Ястребов, который, по словам г-на Узжина, уже в течение некоторого времени активно скупал картины, познакомил его с Татьяной Преображенской, у которой на салоне был свой стенд. Владелица «Русской коллекции» помогла купить понравившуюся бизнесмену картину и даже прилично сбила цену на нее. А потом пригласила его в свою галерею. «Мы пришли всей семьей, с женой и дочкой. Дочке сразу понравилась одна картина -- с петухом и курочками, и я ей ее тут же купил, до сих у нее в комнате висит, -- продолжал г-н Узжин. -- А потом уже большие картины пошли. Мы с Татьяной Михайловной много разговаривали, часто они с мужем в гости приходили, могли до утра об искусстве беседовать. Я ей сказал, что природу люблю -- русскую глубинку, деревеньки. А она сказала, что Шишкин, например, очень дорогой, а Билибин, Орловский, Киселев -- подешевле. Глаза разбегались, так картины нравились!». Произведения искусства настолько понравились бизнесмену, что за несколько месяцев он скупил более 30 картин, потратив на это 8 млн руб., и развесил их по своему дому. Подлинность картин при этом подтверждалась заключениями специалистов из ВХНРЦ.
Обман, по словам потерпевшего, обнаружился случайно. «У меня много знакомых в разных средах. Были как-то у меня в гостях искусствоведы из Третьяковской галереи, увидели мои картины и говорят: что это у тебя Киселева больше, чем у нас? Я задумался», -- рассказывал г-н Узжин. Поразмышляв, бизнесмен, по его словам, раздобыл датский каталог с выставлявшимися на продажу картинами и вдруг обнаружил там «своего Киселева», но только автором пейзажа с его любимой природой значился датский художник Ла Кур. «Я стал все детали сравнивать, даже листочки на деревьях пересчитал, лупу взял. Все совпало. Тогда я собрал в кучу всех Киселевых и понес в Третьяковку на экспертизу». Картины оказались поддельными, и кто-то из искусствоведов дал г-ну Узжину телефон Кутейникова, приобретавшего картины на зарубежных аукционах. «Я приехал к нему. Говорю: Дим, твои картины? Мои, говорит. Говорю: поддельные они, разбираться надо, у меня ж их на миллион долларов. Спросил его: Дим, а как Ла Кур Киселевым стал? Он говорит: а я привез картину, в ванну горячую опустил, и получился Киселев. Кутейников пообещал поговорить с Татьяной Михайловной, но она отказалась возвращать деньги», -- поведал суду потерпевший.
На вопросы прокурора, при каких именно обстоятельствах он покупал каждую из спорных картин, г-н Узжин не смог внятно ответить, сославшись на плохую память. Тогда председательствующий Сергей Подопригоров, поддержав ходатайство адвоката потерпевшего, Евгения Мартынова, объяснившего, что его доверитель еще не совсем оправился после проведенной недавно операции, отложил заседание на 29 января, и тогда допрос будет продолжен. После этого будут изучены все вещественные доказательства, допрошены свидетели, а подсудимые Татьяна и Игорь Преображенские, как они сами пожелали, дадут показания в самом конце процесса.