Российские банки оказались не готовы к новым правилам идентификации клиентов при осуществлении денежных переводов, вступившим в силу со вчерашнего дня. Как известно, в прошлом году были разработаны поправки к закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Из-за нарушения именно этого закона
ЦБ чаще всего отзывает у банков лицензии(в прошлом году без них остались 50 кредитных организаций, а 10 января нынешнего года -- Объединенный региональный банк). Новые требования призваны ужесточить контроль за денежными потоками в рамках борьбы с нелегальными доходами. Впрочем, ЦБ пошел навстречу банкирам, пообещав до 15 мая 2008 года не применять санкций за неисполнение этих правил. Банкиры полагают, что ЦБ нужно дать дополнительные разъяснения к поправкам.
Вчера вступили в силу изменения в статьи 5 и 7 закона об отмывании.
Введены дополнительные требования по обязательному информационному сопровождению безналичных переводов. Как и раньше, банк обязан идентифицировать своего клиента, то есть получить его паспортные данные, чтобы эта информация оставалась в базе кредитной организации (если банк сомневается в легальности операции клиента или же сумма сделки превышает 600 тыс. руб., данные отправляются в «Росфинмониторинг»). По новым правилам банк будет обязан в бланке перевода указать не только фамилию, имя и отчество, но также ИНН клиента, регистрацию и дату его рождения. Если деньги переводит юридическое лицо, тогда указывается идентификационный код налогоплательщика или код иностранной организации. Поскольку закон был подписан 27 ноября прошлого года, у банков было слишком мало времени для того, чтобы подготовиться к новым правилам.
Проблема в том, что у банков пока нет соответствующих бланков, а также компьютерной программы для передачи дополнительной информации. «Для того чтобы внести эти изменения, банкам необходимо получить дополнительные разъяснения ЦБ, -- говорит исполнительный вице-президент АРБ Андрей Емелин. -- Нужно будет сделать новое программное обеспечение, запустить его в тестовом режиме и только затем внедрять на территориях. Все это требует времени, поэтому они и просили отсрочить введение новых требований на четыре--шесть месяцев».
«Требование по информационному обеспечению, безусловно, затруднит работу банков на некоторое время, -- говорит заместитель начальника управления финансового мониторинга МДМ-банка Анатолий Цуканов. -- Но как только будут внесены изменения в два положения ЦБ, определяющие порядок осуществления безналичных операций, все проблемы должны быть решены. Если это будет сделано до конца января, то к середине мая банки должны успеть внести изменения в свою работу».
Как известно, в декабре прошлого года АРБ просила отсрочить вступление новых требований до 1 августа. ЦБ отказал, однако решил оперативно принять необходимые акты, а до их вступления ввести мораторий на применение к банкам мер принудительного воздействия.
Если сложности с информационным сопровождением в основном технические, то по другой норме, предусматривающей особый порядок работы с иностранными публичными должностными лицами, у кредитных организаций может возникнуть больше проблем. Отслеживание банковских операций публичных лиц принято во всем мире, особенно за это ратует Международная организация по борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма -- FATF (Financial Action Task Force). Под публичными лицами в статье Конвенции ООН о борьбе с коррупцией понимаются любые назначаемые или избираемые лица, занимающие какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства. Проблема в том, что помимо определения, записанного в конвенции, есть и другие, также используемые на практике. В поправках к закону об отмывании нет четких критериев, кого понимать под публичным лицом. На прошлой неделе «Росфинмониторинг» выпустил разъяснения, предложив применять определение, данное в Конвенции ООН. Однако банкам это поможет лишь отчасти. «К сожалению, неясно, какими критериями будут пользоваться сотрудники ЦБ при проверках, -- поясняет г-н Емелин. -- Банк России и «Росфинмониторинг» могут по-разному оценивать, является ли тот или иной клиент публичным лицом или нет. И если критерии ЦБ и ФСФМ не совпадут, это может быть представлено так, что кредитная организация не исполняет закон, и у нее возникнут проблемы».
«Существует положение 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем», -- напоминает г-н Цуканов. -- Если в этот документ будут внесены четкие критерии установления и сопровождения иностранного (и не только иностранного) публичного должностного лица, то, конечно, банкам станет понятнее, как отслеживать таких клиентов. Кроме того, было бы еще лучше, если бы ФСФМ регулярно направляла уполномоченным банкам списки с именами (и другими необходимыми для идентификации сведениями) этих публичных лиц, как это делается в отношении людей, связанных с терроризмом. Обладая такой базой данных, банки могли бы автоматически выявлять публичных должностных лиц и в дальнейшем контролировать операции таких клиентов».
Во многих странах подобные базы существуют. Их ведут коммерческие организации, которые предоставляют эту информацию банкам, но в России этого пока нет, что затруднит работу банков, говорит г-н Емелин.
Узбекистан усилил контроль за банковскими операциями граждан. Как сообщает портал Voice of Freedom со ссылкой на источник в финансовых кругах Узбекистана, кабинет министров республики распорядился заморозить все банковские счета граждан, на которые поступают переводы из-за рубежа. По информации источника, в распоряжении кабмина, которое было выпущено еще 3 декабря, банкам приказано заморозить счета «до полного выяснения данных о стороне, пересылающей перевод». «Центробанк в срочном порядке разослал распоряжение всем филиалам и коммерческим банкам: всю поступающую на счета граждан валюту переводить в ЦБ, где специальный отдел будет работать над этими счетами», -- сообщил источник. Кроме того, по его данным, центробанк также распространил список граждан, чьи счета должны были быть заморожены сразу же после того, как на них поступали средства из-за рубежа. Сейчас, как отметил источник, при открытии валютного или иного счета банк не извещает клиента о том, что его счет, возможно, будет передан для ревизии по требованию руководства ЦБ или иных структур.
Узбекистан усиливает контроль над переводами денежных средств граждан в течение последних лет. В минувшем году стало известно, что информацию о денежных переводах, которые получали граждане страны, властям республики передавало руководство системы денежных переводов Western Union. CA-NEWS УЗБЕКИСТАН